Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 23

 

Тема. Перевод отрывка из произведения А. Довженко "Зачарованная Десна".

Цель: формировать высокую культуру письменной речи одиннадцатиклассников, их умение воспроизводить прочитанный текст логично и последовательно, придерживаясь литературных норм.

Тип урока: урок развития связной речи.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Актуализация опорных знаний типы речи, стили речи и их языковые средства.

III.Сообщение темы и цели урока.

IV.Чтение перевода учителем.

Для написания можно использовать отрывок из произведения А. Довженко "Зачарованная Десна ".

...Я не приверженець ни села старого, ни стариков, ни старины в целом. Я - сын своего возраста и весь принадлежу своим современникам. Когда же оборачиваюсь я к колодцу, из которой пил я воду, и к моей белой приветливой хижины, и посылаю им в далекое прошлое свое благословение, я делаю только ту "ошибку", которую делают и будут делать, и сколько будет стоять мир, души народные живые всех эпох и народов, вспоминая о незабываемых волшебство детства. Мир одкривається перед ясными глазами первых лет узнавания и все впечатления бытия сливаются в бессмертную гармонию, человечную, драгоценную. Печально и грустно человеку, когда высыхает и слепнет воображение, когда, вращаясь в самых дорогих источников отрочества, ничего не видит она дорогого, незаурядной, ничего не греет ее, не будит радости ни человечного сумму. Бесцветная человек та, какую бы должность не занимала бы она, и труд ее, не зогрітий теплым лучом времени, бесцветный. Современное всегда по дороге из прошлого в будущее. Почему же я должен презирать прошлое? Неужели для того, чтобы научит внуков ненавидеть некогда дорогое и святое мое современное, что станет тоже для них когда прошлым в большую сутки коммунизма!

Было в прошлой жизни моих родителей много неустройства, плачу, тьмы и сожаления. Неясные надежды и несбывшиеся надежды находили себе могилу в водке и сварах. А больше всего, чего им отпустила судьба, - работы, тяжелой работы. Все прожили свой век несчастливо, каждый по-своему - и прадед, и дед, и отец с матерью. Так, будто все были рождены для любви и имели все талант к ней. То же, вероятно, не нашли друг друга, или не усмотрели, и гнев, и ненависть, которые были отвратительны им целое жизнь подбросила им гадалка-волшебница, и всю жизнь лицемерные призраки неустанно беспокоили их и смущали бесполезно. И всю жизнь их было скорбным, как жизнь древних. Они не знали, как изменить его, и, отдавая предпочтение тому, чего не судила им сутки, не порадувались.

Только было это так давно, что почти все уже растаяло в далеком мареве времени, как сон, и утонуло. Одна только Десна осталась нетленной в утомленной воображении. Святая, чистая река моих детских незабываемых лет и мечтаний.

V.Написание перевода.

VI.Домашнее задание.

Прочитать повесть О. Довженко "Украина в огне".