Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 22

 

Тема. О. Довженко. "Зачарованная Десна". Автобиографический характер произведения. Источники становления личности писателя и его таланта. Рассказ о первые радости и заботы, первые шаги познания жизни, детские увлечения и разочарования.

Цель: познакомить одиннадцатиклассников с содержанием автобиографического произведения, раскрыть нравственное богатство тружеников села, осмыслить красоту человека и природы в произведении; прививать любовь к Украине и ее природы; изучить основные признаки киноповести.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет А. Довженко, фотографические материалы, "Зачарованная Десна", эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Расскажите о семье и детских годах А. Довженко.

2. Каким был В жизни. Довженко в 20-х - 30-х годах XX века?

3. Расскажите о деятельности О. Довженко в годы Второй мировой войны.

4. Как сложилась личная и творческая жизнь художника в послевоенное время?

III.Сообщение темы, цели урока.

Эпиграфом урока пусть будут слова Петра Дорошко: Мальчик, очарованный Десной, Вырос, чтобы всех нас чарувать. Чтобы все, что в душе, в сердце, в мыслях Созрело из детских давних лет, Вернут народу, как песню, Как слово надежды, мечты взлет.

IV.Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Киноповесть "Зачарованная Десна" по праву считают шедевром не только в творчестве А. Довженко, а и всей украинской литературы. Продолжая традиции Тараса Шевченко ("Мне тринадцатый проходило"), Ивана Франко ("Малый Мирон"), А. Довженко с большим художественным мастерством воссоздал психологию детского восприятия окружающего мира еще в ту пору, когда все живое воспринимается как целое. В украинском писательстве создателем жанра киноповести есть О. Довженко.

Запишем в словарик литературоведческих терминов определение этого жанра.

Киноповесть - жанровый разновидность литературного сценария. Это повесть, написанная с учетом специфики кинематографии.

По построением и формой "Зачарованная Десна" имеет классические признаки прозаического художественного произведения и читается как лирическое полотно с вполне самостоятельным художественным значению. Произведение отмечается философской погруженностью, романтичной окрыленностью и масштабностью. Автор мастерски разрабатывает сюжет, любовно рисует образы, использует лирические отступления, что вряд ли поддаются экранизации.

Когда были обнародованы киноповести А. Довженко, читатель сразу почувствовал хода мастера. После десятилетий сталинского террора в литературе вновь появилась живая человек с его страстями, желаниями, счастьем - и не только с ними, но и с горем, болью, страданием. Поэтому и потянулась ниточка довженковской традиции - и не только в украинской, но и в мировой литературе. "Славянство пока что дало миру в кинематографии одного великого художника, мыслителя, поэта - Александра Довженко", - сказал про нашего гениального режиссера и писателя Чарли Чаплин.

Первые записи в "Дневнике", которые касаются "Зачарованной Десны", датируются 1942 годом. В частности, 5 апреля Довженко записал: "А вчера, написав воспоминания о детстве, о доме, о деде, о сенокос, один себе в маленькой кімнатонці смеялся и плакал. Боже мой, сколько же прекрасного и хорошего было в моей жизни, что никогда-никогда уже не вернется! Сколько красоты на Десне, на сенокосе и везде-всюду, куда только не глянет мое душевное глаз..."

В марте в 1956 году в журнале "Днепр" повесть была напечатана.

"Очарована Десна" появилась как исповедь измученного художника, как самая надежная моральная опора для собственного духа и для своего народа, который погибал в пламени Второй мировой войны.

"Очарована Десна" - произведение автобиографическое и чрезвычайно лирический. Река детства Александра Петровича не волшебная, а заколдованная. Кто же заколдовал ее? Бесспорно, сам автор, который безгранично любил родной край, его людей и природу. Вся повесть проникнута необыкновенной добротой, человечностью, христианской сердечностью, искренностью и задушевностью.

Рассказ в киноповести ведется в двух плоскостях:

- виденное и прочувствованное малым Сашей, который только начинает познавать окружающий мир;

- философские размышления опытного художника-патриота.

Примерные вопросы для работы над произведением.

1. Что можно сказать про маленького Саши?

2. Докажите, что это мальчик с богатым художественным воображением.

3. Какие средства использует автор, чтобы воссоздать сказочный мир детства?

4. Как описывает автор прекрасен мир, что окружает маленького Саши? Можно ли назвать его земным раем?

5. Вспомните дядю Льва из "Лесной песни" Леси Украинки. Похож дед Сашка на него?

6. Докажите, что А. Довженко был мастером словесного портрета.

7. Кого напоминает вам баба Маруся? Найдите подобные образы в народных сказках?

8. Расскажите про отца и мать Саши.

9. Найдите в "Зачарованной Десне" картины, выписанные из доброжелательным юмором.

10. Отдельные части киноповести - это поэзия в прозе. Зачитайте и прокомментируйте такие отрывки из произведения.

11. Какой предстает природа в произведении? Докажите, что это - равноправный персонаж наряду с образами людей.

Комментарий учителя.

Всем героям киноповести присуще гармоничное единство физической и духовной красоты. их красоту В. Довженко видит в трудолюбии. Для маленького Саши родные люди - святые. Он даже воспринимает их как образы святых. Итак, "Зачарованная Десна" - это высокопоэтическое произведение об источниках, с которых начинается художник, - окружение, родную природу, воображение, фантазию, волю маленького человека.

Воспевая святую реку своих детских незабываемых лет и мечтаний, благодаря ей за богатейшие подарки на всю жизнь, писатель с радостью говорит о том, что он имел счастье родиться и жить над волшебной Десной, пить ее мягкую воду и слушать переводы о древности, считать ее глубокой воде зари из опрокинутого неба.

V.Итоги урока. Закрепление изученного.

Слово учителя.

Для О. Довженко, как и для многих художников, эмоциональные впечатления детства имели в себе силу неперехідну; они были неистощимы в своей способности питать и насыщать, каждый раз выступать возбудителями творческой энергии, и едва ли не лучшим этому свидетельством есть "Зачарованная Десна", написанная Довженко уже на склоне лет, когда опыт художника и его философские размышления над жизнью достигали самых дальних горизонтов.

Вопросы для закрепления.

1. Какие главные черты своих родителей возвеличивает О. Довженко в киноповести "Зачарованная Десна"?

2. Раскройте автобіографізм киноповестей писателя.

3. Почему свою киноповесть О. Довженко назвал "Очарована Десна"?

4. Земля детства в киноповести "Очарованная Десна" предстает как образ утраченного рая. Почему?

VI.Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему "Что значит видеть звезды в будничных лужах на жизненных путях"?

Прочитать "Дневник" А. Довженко, сделать закладки на тех страницах, которые больше всего поразили.