Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

Литературный процесс XX вв. (1900-1930)

 

УРОКИ 1-2

 

Тема. Развитие украинской литературы на новом историческом этапе. Культовая деформация социализма и ее пагубные последствия для литературного процесса. Литературная дискуссия 1925-1928 гг. Лицемерные политические обвинения честных и преданных народу писателей.

Цель: сформировать у старшеклассников представление об особенностях развития литературы в начале XX века; познакомить с разнообразием стилевых манер, литературных объединений, достижениями и потерями в литературном процессе после октябрьского переворота, прививать любовь к родному слову и гордость за творческие успехи украинских художников.

Тип урока: лекция.

Оборудование: портреты писателей, высказывания об их творчество и литературный процесс того времени, образцы сочинений.

Ход урока

И. Организационная часть.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Восприятия и осознание изученного материала.

Материал для учителя.

Первые два десятилетия XX века для украинской литературы - чрезвычайно плодотворная пора. В ней тогда вместе творили И. Франко, Леся Украинка, М. Коцюбинский, А. Кобылянская, В. Стефаник, М. Вороной, Александр Олесь, В. Винниченко. Еще были живые И. Нечуй-Левицкий и Панас Мирный. Рядом с ними уже проторили свой путь А. Крымский, Г. Хоткевич, Бы. Лепкий. Появилось на литературном Олимпе гроздь ярких и неповторимых талантов: В. Эллан, П. Тычина, В. Сосюра, М. Волновой, В. Подмогильный, Бы. Антоненко-Давидович, М. Кулиш, М. Зеров, М. Рыльский, Есть. Плужник, Г. Косынка, М. Семенко, Ю. Яновский, Т. Осьмачка, М. Бажан.

Новая эпоха заговорила сначала устами своих поэтов, вдохновенных певцов обновленного мира. Такие яркие таланты, как П. Тычина, В. Сосюра, М. Рыльский, М. Зеров, Есть. Плужник, М. Бажан, - чутко вслушивались в музыку революции, хотя и по-разному воспринимали и оценивали окружающую действительность. Украинская лирика этого периода поражает неслыханным разнообразием жанрово-стилевых тенденций, богатством стихотворных форм. Здесь и смелые художественные эксперименты авангардистов, и внутренняя дисциплина поэтического мышления неоклассиков, и страстный пафос социальных романтиков.

Творческие открытие тогдашних поэтов находили далеко неоднозначную "оценку. Высокопрофессиональные критики (А. Белецкий, М. Зеров) раскрывали существенные черты лирики 20-х годов, рассматривая ее как искусство. Вульгарная социологическая критика подменяла общечеловеческие ценности классовыми, обвиняя художников в "националистических" уклонах.

В искусство переносились политические методы эпохи военного коммунизма. Ощутимым становилось стремление превратить литературу на послушное идеологическое орудие административно-бюрократического аппарата.

Самобытные таланты, что не устраивали систему, были ею уничтожены.

Один из них - Майк (Михаил Гервасійович) Иогансен (1885-1937) - потомок шведов по отцовской линии и украинских казаков - по матери, поэт, прозаик, журналист, филолог, спортсмен. В творчестве Майка Йогансена наблюдается влияние свободной, неограниченной человеческой натуры, что жадно впитывает в себя разноцветную, стоголосу действительность:

Ах, жизнь моя, круглое, как мяч,

Упругое и палящее, как любовь.

Падай. Взлетай. Смейся. Плач.

Целуй сильнее. Снова и вновь.

Таким он был в жизни и литературе. Поэзию М. Йогансена называли поэзией "тонкого филологического окраску". Он любил в тонкостях украинского слова и его милозвуччі, находил утешение в звукописах, в создании звуковой метафоры: "Над вистуком улиц, над тремтом трамваев". Его сборки "Д'горі" (1921), "Шаговое круг" (1924), "Ясень" (1929) - свидетельство не только стремительной эволюции автора, но и развития тогдашней украинской поэзии, в частности романтического стилевого течения. Иогансен по праву считается учредителем школы украинского очерка. Его "Три путешествия" (1932), "Под парусом на дубе" (1933), "Путешествие в Дагестан" (1933), "Кос-Чагыл на Эбби" (1936) и другие могут быть эталоном мастерства.

О многогранность таланта Йогансена свидетельствует тот факт, что он на высоком профессиональном уровне составлял различные грамматики и словари, переводил практически с всех европейских языков. Добропорядочность, внутренняя культура, неповторимая самобытность М. Йогансена были неприемлемыми для антигуманной, безнравственной, безликой и серой человека сталинского "рая". В 1937 году писателю было предъявлено обвинение за участие в антисоветской, националистической организации, которая стремилась отсоединить Украину от Советского Союза. 27 октября 1937 года М. Йогансена было расстреляно в Киеве.

Похожа судьба и у Валерьяна Полищука, основателя модернистской группы "Авангард", которая отстаивала программу конструктивного динамизма (воспевание современной цивилизации и мира технической революции). Украинская поэзия пополнилась образцами "научной" поэзии благодаря Поліщуковому триптихе "Металлические вехи", стихам "Радио", "Медуза Актиния", поэмам "Аскания-Нова", "Органы филармонии", где предметом художественного осмысления выступает мир техники вместе с явлениями природы и человеческой культуры.

В 1934 году Полищука был арестован вместе с Николаем Кулишом, Григорием Эпиком, Валерьяном Пидмогильным, Евгением Плужником. Все они были обвинены в принадлежности к Центру антисоветской боротьбистської организации. Полищуку вынесен приговор - 10 лет изоляции в концлагерях, из которых на свободу он не вышел.

Процесс духовного возрождения украинской поэзии, как и всего искусства, был грубо приостановлен в 30-х годах. Литература понесла несправедливых репрессий. Первыми пострадали В. Около, Д. Фальковский, Есть. Плужник.

Интенсивное жанрово-стилевое обновление пережила проза 20-х годов, стремительно двигаясь от малых эпических форм (новеллы) к роману. В журнале "Искусство", выходил в Киеве в 1919-1920 гг., появляется немало коротких новелл, этюдов, эскизов. На середину 20-х годов украинская новелістика, представлена произведениями М. Хвылевого, Г. Косынки, В. Подмогильного, П. Панча, Ю. Яновского, имела блестящие достижения. Тогда же появляются и произведения крупной прозы - повести, а в 1925-1926 годах первые романы. Внимание молодых прозаиков была обращена к событиям гражданской войны. Они создают реалистичные образы рядовых участников борьбы. После завершения гражданской войны увидели свет повести П. Панча "Старые гнезда" (1923), А. Копыленко "Буйный хмель" (1924).

На конец 20-х - начале 30-х гг. украинская проза отличалась разнообразием стилей и направлений. Призвана к жизни новыми общественными условиями и потребностями, она была богата на таланты, имела выразительное национальное лицо, широкий идейно-тематический, морально-психологический и стилевой диапазон. В 20-30-х годах жанр романа был обогащенный внутрішньовидовими вариантами: социально-бытовой (А. Головко), проблемно-психологический (В. Подмогильный, Есть. Плужник, А. Копыленко), историко-революционный с элементами пригодництва (О. Предрассветный), утопический (В. Винниченко), научно-фантастический (Ю. Смолич). Плодотворно развивались на то время юмор и сатира. Особой читательской популярностью пользовались "улыбки" и юморески Остапа Вишни.

В течение десятилетия в украинской литературе появились блестящие художественные таланты. Это было время подлинного возрождения украинской культуры, время новаторских исканий и свершений. Но в 30-х гг. наступает уже другой исторический период. Антинародные черты социализма все больше политизируются. На 1933 год, когда Украина была охвачена страшным массовым голодом, приходятся первые репрессии в отношении тех, кто не мог молчать о трагедии своего народа. В 1933 году окончил жизнь самоубийством один из основоположников украинской литературы XX века. М. Волновой. В течение нескольких лет были арестованы М. Кулиш, М. Зеров, Г. Эпик, Лесь Курбас, Остап Вишня. Подверглись репрессиям около 500 украинских писателей.

Литературный процесс 20-х годов отличался наличием разнонаправленных идейно-эстетических тенденций (авангардизм со своими ответвлениями - футуризмом и конструктивизмом; революционный романтизм, неоромантизм, неореализм, необарокко, "неоклассика", импрессионизм, экспрессионизм), а следовательно многочисленных литературных группировок, каждая из которых активно декларировало свои принципы, выдвигало манифесты, вступая в жаркие споры.

В 1918 году группа молодых писателей (И. Майдан, Ю. Меженко и др.) выпустила "Литературно-критический альманах", представляющий преимущественно произведения символистов - Д. Зашумела, М. Терещенко, которые в своем творчестве стремились отстраниться от революционной стихии, исповедовали превосходство личности, питали идеалы общечеловеческой красоты.

Уверенно чувствовали себя литераторы левой партийной ориентации. Василий Голубой и Игнат Михайличенко организуют первую в Украине пролетарскую литературную группу "Борьба". При активном участии боротьбистов в 1919 - 1920 гг. выходит журнал "Искусство". В нем сотрудничали. Чумак, П. Тычина, В. Коряк, недавние символисты Д. Загул, М. Терещенко.

В годы революции и послереволюционные времена литераторы группировались и перегруппировывались преимущественно вокруг "своих" (сиюминутных) журналов и альманахов. Впоследствии стали возникать организационные ячейки и более стали объединения, которые часто считали себя антагонистическими, вслушиваясь в "музыку революции", по-разному воспринимали и оценивали окружающую действительность, исповедовали отличные творческие принципы, придерживались разных стилевых направлений.

Еще в годы революции вокруг Г. Зерова сложилась группа поэтов и литературоведов, ориентированных на создание высокого гармоничного искусства на основе усвоения классических достижений в мировой литературе (М. Рыльский, П. Филипович, М. Драй-Хмара, А. Бургардт). их оппоненты позже назвали это группировки "неоклассиками". В отличие от других групп, "неоклассики" не заботились о свое организационное оформление и не выступали с идейно-эстетическими манифестами. Однако их присутствие в литературной жизни была достаточно весомой, что сказалось не только на творческом уровне, но и во время литературной дискуссии 1925-1928 pp.

Массовыми литературными организациями стали Союз крестьянских писателей "Плуг" (1922) и Союз пролетарских писателей "Гарт" (1923). Инициаторами создания и председателем "Плуга" был С. Пилипенко, его активными членами - А. Головко, Г. Эпик, П. Панч. Своими идейно-эстетическими задачами они считали воспитание сознания широких крестьянских масс и сельской интеллигенции в духе пролетарской революции. Заслугой "Плуга" было то, что он ориентировал писателей на глубинный и драматический материал жизни украинского села, существенно дополняя одностороннюю "индустриальную" и порой наивно-"пролетарскую" ориентацию других литорганизаций.

Союз пролетарских писателей "Гарт" основано в начале 1923 г. с инициативы В. Эллана-Голубого, а также В. Коряка, В. Сосюры, М. Волнового. С воли В. Голубого "Гарт" претендовал на роль самого адекватного интерпретатора партийной линии в культурной жизни и литературно-художественном процессе.

В 1925 году большинство писателей вышла из состава Союза, и "Гарт" после этого фактически самоликвидировался. В 1924 году образовалась литературная Союз "Звено", которая объединяла писателей разных направлений, пытались противостоять идеологическому давлению, сохранить творческую независимость. В нее вошли В. Подмогильный, Есть. Плужник, Бы. Антоненко-Давидович, Г. Косынка. В 1926 г. "Звено" реорганизовалась в МАРС - "Мастерская революционного слова". Для большинства украинских литераторов, к каким бы организациям они принадлежали и какой эстетической программы придерживались, очень актуально было согласование своего национального естества с исторической реальностью, в которой тогда преобладала тенденция к пролетарско-интернационального преобразования мира.

Вторая половина 20-х годов отмечается усложнением процессов литературного и художественной жизни и обострением идеологической борьбы. Стремление писателей максимально использовать все возможности для полноты самовыражения и воплощения воли украинского народа к национальному бытия вступало в противоречие с линией компартии на полный контроль над всеми сферами жизни.

Партийная пропаганда постоянно насаждала мысль о том, что классовый враг, потерпев поражение в вооруженной и политической борьбе, теперь надеется взять реванш на фронте культурном и литературно-художественном. При таких условиях литературная дискуссия 1925-1928 гг. была неизбежной. Встал вопрос: быть или не быть украинской литературе, культуре, нации? Начал дискуссию М. Волновой на страницах приложения к газете "Известия ВУЦИК" - еженедельника "Культура и быт", напечатав статью "О "сатана в бочке", или графоманов, спекулянтов и других просвитян". Критик выдвинул дилемму - "Европа или просвещение?" - и призвал дать отпор примитивизма, освоить европейскую культуру, творить украинскую литературу, ориентированную на лучшие образцы европейской. Статья произвела сильное впечатление не только на литературную общественность, но и на всю национальную интеллигенцию.

После публикаций памфлетов М. Волнового "Камо грядеши" ("Куда идешь"), "Мысли против течения", статьи "Апологеты писаризму" дискуссия с литературной плоскости перевернулась в политическую, в нее вмешались партийные функционеры, а затем непосредственно и Политбюро ЦК КП(б)У.

С литературной дискуссии 1925-1928 гг. связано возникновение, существование и судьба выдающейся литературной организации 20-х годов - ВАПЛИТЕ (Вольная Академия Пролетарской Литературы). Созданная по инициативе М. Волнового как альтернатива массовым, подчиненным власти организациям, как лаборатория профессионального совершенствования, она объединила лучших украинских литераторов: М. Кулиша, М. Бажана, М. Йогансена, П. Шест, Олеся Досвитнего, Г. Эпика. Литературная организация и одноименный журнал оказались под пристальным наблюдением и постоянной критикой воинственных догматов власти. Особенно острой была критика на адрес Г. Волнового и "ВАПЛИТЕ" после образования "Молодняка" (1926 - 5932 pp.) - организации комсомольских писателей и Вуспп (Всеукраинский Союз Пролетарских Писателей). Эти литературные организации стремились взять под свой контроль все литературная жизнь. Они стали прямыми спикерами партии в литературных делах. Здесь царил недопустим для творчества партийно-административный стиль.

Под политическим и моральным давлением М. Волновой вынужден был признать свои ошибки. Рядом с М. Волновым и ВАПЛИТЕ мишенью партийной критики стали другие группы, прежде всего неоклассики. Получили распространение взаимные политические доносы. Коммунистическая партия через своих функционеров направила дискуссию в русло идеологической репрессивности. Масштабные репрессии начались в 1929 году арестами по делу СВУ (Союза освобождения Украины). На скамье подсудимых оказались академики С. Ефремов и М. Слабченко, писатели Л. Старицкая-Черняховская, А. Никовский.

Процесс в делу СВУ - придумана государственная операция. 1929 год - год великого перелома, когда было развернуть решающее наступление на "капиталистические элементы", начата ликвидация кулачества как класса и массовую принудительную коллективизацию.

1933 год стал роковым для украинского народа. Голодомор 1932 - 1933 годов уменьшил население Украины на 5-7 миллионов. М. Волновой заканчивает жизнь самоубийством. После провокационного убийства С. Кирова схвачено и расстреляно 26 декабря 1934 Г. Косынку, Д. Фальковского. Жертвами репрессий стали режиссер Л. Курбас, писатели Остап Вишня, М. Кулиш, В. Подмогильный, Есть. Плужник, Бы. Антоненко-Давидович, М. Зеров, М. Семенко, М. Драй-Хмара и многие другие.

Несмотря на неблагоприятные исторические условия, литературный процесс 20-30-х годов не исчез бесследно. Вопреки жестоким нормам "социалистического реализма" появились высокохудожественные произведения - драмы И. Кочерги ("Алмазный жернов", "Мастера времени"), киноповести А. Довженко, романы Ю. Яновского ("Четыре сабли", "Всадники"). Наблюдались фрагментарные порывы до высокой лирики в Г. Рыльского, В. Сосюры, А. Малышко и других.

IV. Закрепление изученного.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Чем поражает вас развитие литературного процесса в 20-30 годах?

2. Почему коммунистическая партия вмешивалась в литературной жизни?

3. Какие новые жанры появились в украинской прозе 20-30-х годов?

V. Домашнее задание.

Проработать материал об особенностях литературного процесса в начале XX в., прочитать одно из произведений или выучить наизусть стихотворение (на выбор) поэта, который не изучается, текстуально. Использована литература:

1. История украинской литературы XX века. В 2-х книгах. - К., 1998. -С. 21-24.

2. С порога смерти... Писатели Украины - жертвы сталинских репрессий. - К., 1991.-С. 104, 366,211.

3. Лощинська Н. Литературные дискуссии 20-30-х pp.: от полемических возражений в политических доносов//Дивослово. - 2000. - № И. - С. 13-15.

4. Белецкий А. Литературно-критические статьи. - К., 1990.

5. Ефремов С. История украинского писательства. - К., 1996.

6. Жулинский М. Из забвения в бессмертие. - К., 1990.