Литературный процесс XX вв. (1900-1930)
УРОКИ 1-2
Тема. Развитие украинской литературы на новом историческом этапе.
Культовая деформация социализма и ее пагубные последствия для литературного процесса.
Литературная дискуссия 1925-1928 гг. Лицемерные политические обвинения честных и
преданных народу писателей.
Цель: сформировать у старшеклассников представление об особенностях
развития литературы в начале XX века; познакомить с разнообразием стилевых
манер, литературных объединений, достижениями и потерями в литературном процессе
после октябрьского переворота, прививать любовь к родному слову и гордость за
творческие успехи украинских художников.
Тип
урока: лекция.
Оборудование: портреты писателей, высказывания об их творчество и литературный
процесс того времени, образцы сочинений.
Ход урока
И. Организационная
часть.
II. Сообщение темы и
цели урока.
III. Восприятия и
осознание изученного материала.
Материал для учителя.
Первые два
десятилетия XX века для украинской литературы - чрезвычайно плодотворная пора. В
ней тогда вместе творили И. Франко, Леся Украинка, М. Коцюбинский, А.
Кобылянская, В. Стефаник, М. Вороной, Александр Олесь, В. Винниченко. Еще были
живые И. Нечуй-Левицкий и Панас Мирный. Рядом с ними уже проторили свой путь А.
Крымский, Г. Хоткевич, Бы. Лепкий. Появилось на литературном Олимпе гроздь
ярких и неповторимых талантов: В. Эллан, П. Тычина, В. Сосюра, М. Волновой,
В. Подмогильный, Бы. Антоненко-Давидович, М. Кулиш, М. Зеров, М. Рыльский, Есть.
Плужник, Г. Косынка, М. Семенко, Ю. Яновский, Т. Осьмачка, М. Бажан.
Новая эпоха
заговорила сначала устами своих поэтов, вдохновенных певцов обновленного мира.
Такие яркие таланты, как П. Тычина, В. Сосюра, М. Рыльский, М. Зеров, Есть.
Плужник, М. Бажан, - чутко вслушивались в музыку революции, хотя и по-разному
воспринимали и оценивали окружающую действительность. Украинская лирика этого периода
поражает неслыханным разнообразием жанрово-стилевых тенденций, богатством стихотворных
форм. Здесь и смелые художественные эксперименты авангардистов, и внутренняя дисциплина
поэтического мышления неоклассиков, и страстный пафос социальных романтиков.
Творческие
открытие тогдашних поэтов находили далеко неоднозначную "оценку.
Высокопрофессиональные критики (А. Белецкий, М. Зеров) раскрывали существенные черты
лирики 20-х годов, рассматривая ее как искусство. Вульгарная социологическая критика
подменяла общечеловеческие ценности классовыми, обвиняя художников в
"националистических" уклонах.
В
искусство переносились политические методы эпохи военного коммунизма. Ощутимым
становилось стремление превратить литературу на послушное идеологическое орудие
административно-бюрократического аппарата.
Самобытные
таланты, что не устраивали систему, были ею уничтожены.
Один из
них - Майк (Михаил Гервасійович) Иогансен (1885-1937) - потомок шведов по
отцовской линии и украинских казаков - по матери, поэт, прозаик, журналист,
филолог, спортсмен. В творчестве Майка Йогансена наблюдается влияние свободной,
неограниченной человеческой натуры, что жадно впитывает в себя разноцветную, стоголосу
действительность:
Ах, жизнь моя, круглое, как
мяч,
Упругое и палящее, как любовь.
Падай. Взлетай. Смейся.
Плач.
Целуй сильнее. Снова и вновь.
Таким он
был в жизни и литературе. Поэзию М. Йогансена называли поэзией "тонкого
филологического окраску". Он любил в тонкостях украинского слова и
его милозвуччі, находил утешение в звукописах, в создании звуковой метафоры:
"Над вистуком улиц, над тремтом трамваев". Его сборки
"Д'горі" (1921), "Шаговое круг" (1924), "Ясень"
(1929) - свидетельство не только стремительной эволюции автора, но и развития тогдашней
украинской поэзии, в частности романтического стилевого течения. Иогансен по праву считается
учредителем школы украинского очерка. Его "Три путешествия" (1932),
"Под парусом на дубе" (1933), "Путешествие в Дагестан" (1933),
"Кос-Чагыл на Эбби" (1936) и другие могут быть эталоном мастерства.
О
многогранность таланта Йогансена свидетельствует тот факт, что он на высоком
профессиональном уровне составлял различные грамматики и словари, переводил практически с
всех европейских языков. Добропорядочность, внутренняя культура, неповторимая
самобытность М. Йогансена были неприемлемыми для антигуманной, безнравственной,
безликой и серой человека сталинского "рая". В 1937 году писателю
было предъявлено обвинение за участие в антисоветской, националистической
организации, которая стремилась отсоединить Украину от Советского Союза. 27 октября
1937 года М. Йогансена было расстреляно в Киеве.
Похожа
судьба и у Валерьяна Полищука, основателя модернистской группы
"Авангард", которая отстаивала программу конструктивного динамизма
(воспевание современной цивилизации и мира технической революции). Украинская поэзия
пополнилась образцами "научной" поэзии благодаря Поліщуковому триптихе
"Металлические вехи", стихам "Радио", "Медуза
Актиния", поэмам "Аскания-Нова", "Органы филармонии",
где предметом художественного осмысления выступает мир техники вместе с явлениями
природы и человеческой культуры.
В 1934
году Полищука был арестован вместе с Николаем Кулишом, Григорием Эпиком,
Валерьяном Пидмогильным, Евгением Плужником. Все они были обвинены в
принадлежности к Центру антисоветской боротьбистської организации. Полищуку
вынесен приговор - 10 лет изоляции в концлагерях, из которых на свободу он не вышел.
Процесс
духовного возрождения украинской поэзии, как и всего искусства, был грубо
приостановлен в 30-х годах. Литература понесла несправедливых репрессий. Первыми
пострадали В. Около, Д. Фальковский, Есть. Плужник.
Интенсивное
жанрово-стилевое обновление пережила проза 20-х годов, стремительно двигаясь от
малых эпических форм (новеллы) к роману. В журнале "Искусство",
выходил в Киеве в 1919-1920 гг., появляется немало коротких новелл, этюдов,
эскизов. На середину 20-х годов украинская новелістика, представлена произведениями М.
Хвылевого, Г. Косынки, В. Подмогильного, П. Панча, Ю. Яновского, имела
блестящие достижения. Тогда же появляются и произведения крупной прозы - повести, а в 1925-1926
годах первые романы. Внимание молодых прозаиков была обращена к событиям
гражданской войны. Они создают реалистичные образы рядовых участников
борьбы. После завершения гражданской войны увидели свет повести П. Панча
"Старые гнезда" (1923), А. Копыленко "Буйный хмель" (1924).
На конец
20-х - начале 30-х гг. украинская проза отличалась разнообразием стилей и
направлений. Призвана к жизни новыми общественными условиями и потребностями, она была
богата на таланты, имела выразительное национальное лицо, широкий идейно-тематический,
морально-психологический и стилевой диапазон. В 20-30-х годах жанр романа был
обогащенный внутрішньовидовими вариантами: социально-бытовой (А. Головко),
проблемно-психологический (В. Подмогильный, Есть. Плужник, А. Копыленко),
историко-революционный с элементами пригодництва (О. Предрассветный), утопический (В.
Винниченко), научно-фантастический (Ю. Смолич). Плодотворно развивались на то время
юмор и сатира. Особой читательской популярностью пользовались
"улыбки" и юморески Остапа Вишни.
В течение
десятилетия в украинской литературе появились блестящие художественные таланты. Это
было время подлинного возрождения украинской культуры, время новаторских исканий и
свершений. Но в 30-х гг. наступает уже другой исторический период. Антинародные черты
социализма все больше политизируются. На 1933 год, когда Украина была охвачена
страшным массовым голодом, приходятся первые репрессии в отношении тех, кто не мог
молчать о трагедии своего народа. В 1933 году окончил жизнь самоубийством один
из основоположников украинской литературы XX века. М. Волновой. В течение нескольких
лет были арестованы М. Кулиш, М. Зеров, Г. Эпик, Лесь Курбас, Остап Вишня.
Подверглись репрессиям около 500 украинских писателей.
Литературный
процесс 20-х годов отличался наличием разнонаправленных идейно-эстетических тенденций
(авангардизм со своими ответвлениями - футуризмом и конструктивизмом;
революционный романтизм, неоромантизм, неореализм, необарокко,
"неоклассика", импрессионизм, экспрессионизм), а следовательно многочисленных
литературных группировок, каждая из которых активно декларировало свои принципы,
выдвигало манифесты, вступая в жаркие споры.
В 1918
году группа молодых писателей (И. Майдан, Ю. Меженко и др.) выпустила
"Литературно-критический альманах", представляющий преимущественно произведения
символистов - Д. Зашумела, М. Терещенко, которые в своем творчестве стремились
отстраниться от революционной стихии, исповедовали превосходство личности,
питали идеалы общечеловеческой красоты.
Уверенно
чувствовали себя литераторы левой партийной ориентации. Василий Голубой и Игнат
Михайличенко организуют первую в Украине пролетарскую литературную группу
"Борьба". При активном участии боротьбистов в 1919 - 1920 гг. выходит
журнал "Искусство". В нем сотрудничали. Чумак, П. Тычина, В.
Коряк, недавние символисты Д. Загул, М. Терещенко.
В годы
революции и послереволюционные времена литераторы группировались и перегруппировывались
преимущественно вокруг "своих" (сиюминутных) журналов и альманахов.
Впоследствии стали возникать организационные ячейки и более стали объединения, которые
часто считали себя антагонистическими, вслушиваясь в "музыку
революции", по-разному воспринимали и оценивали окружающую действительность,
исповедовали отличные творческие принципы, придерживались разных стилевых
направлений.
Еще в годы
революции вокруг Г. Зерова сложилась группа поэтов и литературоведов,
ориентированных на создание высокого гармоничного искусства на основе усвоения
классических достижений в мировой литературе (М. Рыльский, П. Филипович, М.
Драй-Хмара, А. Бургардт). их оппоненты позже назвали это группировки
"неоклассиками". В отличие от других групп, "неоклассики" не
заботились о свое организационное оформление и не выступали с идейно-эстетическими
манифестами. Однако их присутствие в литературной жизни была достаточно весомой,
что сказалось не только на творческом уровне, но и во время литературной дискуссии 1925-1928
pp.
Массовыми
литературными организациями стали Союз крестьянских писателей
"Плуг" (1922) и Союз пролетарских писателей "Гарт"
(1923). Инициаторами создания и председателем "Плуга" был С. Пилипенко,
его активными членами - А. Головко, Г. Эпик, П. Панч. Своими
идейно-эстетическими задачами они считали воспитание сознания широких крестьянских
масс и сельской интеллигенции в духе пролетарской революции. Заслугой
"Плуга" было то, что он ориентировал писателей на глубинный и
драматический материал жизни украинского села, существенно дополняя одностороннюю
"индустриальную" и порой наивно-"пролетарскую" ориентацию
других литорганизаций.
Союз
пролетарских писателей "Гарт" основано в начале 1923 г. с
инициативы В. Эллана-Голубого, а также В. Коряка, В. Сосюры, М. Волнового. С
воли В. Голубого "Гарт" претендовал на роль самого адекватного
интерпретатора партийной линии в культурной жизни и литературно-художественном
процессе.
В 1925
году большинство писателей вышла из состава Союза, и "Гарт" после
этого фактически самоликвидировался. В 1924 году образовалась литературная Союз
"Звено", которая объединяла писателей разных направлений, пытались
противостоять идеологическому давлению, сохранить творческую независимость. В нее вошли
В. Подмогильный, Есть. Плужник, Бы. Антоненко-Давидович, Г. Косынка. В 1926 г.
"Звено" реорганизовалась в МАРС - "Мастерская революционного
слова". Для большинства украинских литераторов, к каким бы организациям
они принадлежали и какой эстетической программы придерживались, очень актуально было согласование
своего национального естества с исторической реальностью, в которой тогда преобладала
тенденция к пролетарско-интернационального преобразования мира.
Вторая
половина 20-х годов отмечается усложнением процессов литературного и
художественной жизни и обострением идеологической борьбы. Стремление писателей
максимально использовать все возможности для полноты самовыражения и воплощения
воли украинского народа к национальному бытия вступало в противоречие с
линией компартии на полный контроль над всеми сферами жизни.
Партийная
пропаганда постоянно насаждала мысль о том, что классовый враг, потерпев
поражение в вооруженной и политической борьбе, теперь надеется взять реванш на
фронте культурном и литературно-художественном. При таких условиях литературная
дискуссия 1925-1928 гг. была неизбежной. Встал вопрос: быть или не быть
украинской литературе, культуре, нации? Начал дискуссию М. Волновой на
страницах приложения к газете "Известия ВУЦИК" - еженедельника "Культура
и быт", напечатав статью "О "сатана в бочке", или
графоманов, спекулянтов и других просвитян". Критик выдвинул дилемму -
"Европа или просвещение?" - и призвал дать отпор примитивизма,
освоить европейскую культуру, творить украинскую литературу, ориентированную на
лучшие образцы европейской. Статья произвела сильное впечатление не только на
литературную общественность, но и на всю национальную интеллигенцию.
После
публикаций памфлетов М. Волнового "Камо грядеши" ("Куда
идешь"), "Мысли против течения", статьи "Апологеты
писаризму" дискуссия с литературной плоскости перевернулась в политическую, в нее
вмешались партийные функционеры, а затем непосредственно и Политбюро ЦК КП(б)У.
С
литературной дискуссии 1925-1928 гг. связано возникновение, существование и судьба
выдающейся литературной организации 20-х годов - ВАПЛИТЕ (Вольная Академия
Пролетарской Литературы). Созданная по инициативе М. Волнового как
альтернатива массовым, подчиненным власти организациям, как лаборатория
профессионального совершенствования, она объединила лучших украинских литераторов: М.
Кулиша, М. Бажана, М. Йогансена, П. Шест, Олеся Досвитнего, Г. Эпика.
Литературная организация и одноименный журнал оказались под пристальным наблюдением и
постоянной критикой воинственных догматов власти. Особенно острой была критика на
адрес Г. Волнового и "ВАПЛИТЕ" после образования "Молодняка"
(1926 - 5932 pp.) - организации комсомольских писателей и Вуспп
(Всеукраинский Союз Пролетарских Писателей). Эти литературные организации
стремились взять под свой контроль все литературная жизнь. Они стали прямыми
спикерами партии в литературных делах. Здесь царил недопустим для
творчества партийно-административный стиль.
Под
политическим и моральным давлением М. Волновой вынужден был признать свои ошибки.
Рядом с М. Волновым и ВАПЛИТЕ мишенью партийной критики стали другие группы,
прежде всего неоклассики. Получили распространение взаимные политические доносы. Коммунистическая
партия через своих функционеров направила дискуссию в русло идеологической
репрессивности. Масштабные репрессии начались в 1929 году арестами по делу СВУ
(Союза освобождения Украины). На скамье подсудимых оказались академики С. Ефремов и
М. Слабченко, писатели Л. Старицкая-Черняховская, А. Никовский.
Процесс в
делу СВУ - придумана государственная операция. 1929 год - год великого перелома,
когда было развернуть решающее наступление на "капиталистические элементы",
начата ликвидация кулачества как класса и массовую принудительную коллективизацию.
1933 год
стал роковым для украинского народа. Голодомор 1932 - 1933 годов уменьшил
население Украины на 5-7 миллионов. М. Волновой заканчивает жизнь самоубийством. После
провокационного убийства С. Кирова схвачено и расстреляно 26 декабря 1934 Г.
Косынку, Д. Фальковского. Жертвами репрессий стали режиссер Л. Курбас,
писатели Остап Вишня, М. Кулиш, В. Подмогильный, Есть. Плужник, Бы.
Антоненко-Давидович, М. Зеров, М. Семенко, М. Драй-Хмара и многие другие.
Несмотря
на неблагоприятные исторические условия, литературный процесс 20-30-х годов не исчез
бесследно. Вопреки жестоким нормам "социалистического реализма"
появились высокохудожественные произведения - драмы И. Кочерги ("Алмазный жернов",
"Мастера времени"), киноповести А. Довженко, романы Ю. Яновского
("Четыре сабли", "Всадники"). Наблюдались фрагментарные
порывы до высокой лирики в Г. Рыльского, В. Сосюры, А. Малышко и других.
IV. Закрепление изученного.
Вопросы и задания для учащихся.
1.
Чем поражает вас развитие литературного процесса в 20-30 годах?
2.
Почему коммунистическая партия вмешивалась в литературной жизни?
3.
Какие новые жанры появились в украинской прозе 20-30-х годов?
V. Домашнее задание.
Проработать
материал об особенностях литературного процесса в начале XX в., прочитать
одно из произведений или выучить наизусть стихотворение (на выбор) поэта, который не изучается,
текстуально. Использована
литература:
1.
История украинской литературы XX века. В 2-х книгах. -
К., 1998. -С. 21-24.
2.
С порога смерти... Писатели Украины - жертвы сталинских
репрессий. - К., 1991.-С. 104, 366,211.
3.
Лощинська Н. Литературные дискуссии 20-30-х pp.: от полемических
возражений в политических доносов//Дивослово. - 2000. - № И. - С. 13-15.
4.
Белецкий А. Литературно-критические статьи. - К., 1990.
5.
Ефремов С. История украинского писательства. - К., 1996.
6.
Жулинский М. Из забвения в бессмертие. - К., 1990.