Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 21

 

Тема. Жизненный путь, творческая деятельность А. Довженко.

Цель: познакомить одиннадцатиклассников с биографией писателя, дать представление о необычный, многогранный талант художника, постичь духовную наследство, привить любовь к творчеству А. Довженко - сознательного носителя национальной литературы, ментальности.

Тип урока: инсценировка.

Оборудование: портрет а. Довженко, фотоматериалы, стенгазета, посвященная писателю, эпиграф.

(Учитель заранее поручает нескольким одиннадцатиклассникам подготовиться к ролям 0. Довженко, литературных критиков, чтецов, А. Гончара, М. Рыльского, современника.)

Эпиграф:

Я принадлежу человечеству...

(О. Довженко).

Учитель. Александра Довженко знают и высоко почитают в целом мире, потому, как каждый гений, он принадлежит всему человечеству. О. Довженко высказывал свои взгляды, свое понимание мира всеми присущими ему средствами выразительности: пером, кистью, статьей, рассказом, фильмом художественным и публицистическим.

Он был режиссером-новатором, самобытным прозаиком и драматургом, философом, теоретиком искусства, пламенным публицистом, художником, неутомимым общественным деятелем, трибуном, военным корреспондентом, одним из основателей советской и мировой кинематографии.

Олесь Гончар. Видимо, встреча с живым Микеланджело не произвела бы впечатления большего, чем то, что осталось после встречи с ним, автором "Земли" и "Арсенала". Великость. Крилатість. Мощи духа. Вот такими, наверное, были люди эпохи Возрождение. Складывалось впечатление, что творческая сила Довженко не знает границ. Воображаемый, вечно беспокойный, он жил интенсивным, до предела напряженным духовным жизнью. Бывал спокойным внешне, но внутренне, кажется, никогда.

По-моему, не было такого вида искусства или отрасли человеческого знания, что их не коснулась бы его любознательная, все время бурлящая мнение.

Максим Рыльский. Творчество Довженко - это, прежде всего, он сам. Неизменное впечатление, которое производил Александр Петрович на каждого, кто видел его впервые, было: одаренный человек! При этом иногда и не знали, в какой именно области человек работает, а вот впечатление чрезвычайной одаренности возникало сразу. Он же и не совсем укладывался в рамки своей профессии. Смолоду учитель, художник, потом киносценарист и кинорежиссер, писатель-прозаик, памфлетист, драматург...

И когда бы этот человек работал в инженерном деле, в философии, в биологии, даже, скажем, в медицине, то везде бы проявил свой необыкновенный талант.

Современник. В обрамлении белоснежного седых волос высокое скульптурное лоб. Из-под слегка сломанных энергичных бровей смотрят вдаль серо-голубые глаза. Взгляд доверчивый, внимательный, вдумчивый, внимательный. Волевое, напряженно-серьезное, мужественное лицо, высеченное с необыкновенным совершенством. Поражает редкое сочетание духовной и физической силы. Стройный, с волевым голосом командира, со светлой улыбкой ребенка. Красивый, мудрый, мужественный. Простой, артистично-элегантный.

Учитель. Таким запомнили его В. Гончар, М. Рыльский, современники. О. Довженко был человеком редкой: природа наделила его многогранным талантом. Только черные вороны не разрывали его честного сердца, не терзали его светлой души только за то, что болей он болями своего народа, что больше всего любил свою мать Украину - Безталанну Вдову!

Итак, пройдемся Довженковими тропами, дорогами и роздоріжжями, жадно припасть и уважительно к той чистой и животворящей колодца, что называется духовным наследием гения.

Чтец.

Низкий поклон черниговской земли и Сосницы над тихой Десной. Он здесь, с душой мрійною, ясной родился и рос в этом простом селе. Он здесь ходил на зори рассветные, вдыхал жизнь, душистый запах трав, здесь искренним сердцем, полным любви, он чары языка родного впитывал. В человеческих сердец нетронутые глубины своим он сердцем глубоко проник - певец красоты, природы и человека, души человеческой странный волшебник.

Исследователь. Александр Петрович Довженко родился 10 сентября 1894 года на окраине городка Сосница Черниговской области над рекой Десной в семье казака-хлебороба. В своих родителей Александр был седьмым ребенком, а остались в живых только Александр и его сестра. Через всю свою жизнь Александр Довженко пронес большую любовь к деда Семена Тарасовича - бывшего чумака, человека мудрого, честного и незлобливої.

О. Довженко. У нас дед был очень похож на Бога. Когда я молился Богу, всегда видел на углу портрет деда в старых срібнофольгових одеждах. Он был грамотный по-церковному и в воскресенье любил торжественно читать Псалтырь.

Исследователь. Если дед Семен умел читать, то прабабушка, отец и мать Довженко были неграмотными.

А.довженко. Много видел я хороших людей, и такого, как отец, не видел. Голова у него была темноволосая и большая, умные серые глаза, только в них почему-то всегда было полно грусти: тяжелые кандалы неграмотности и несвободы. Жизнь отца было несчастливое. Он умер восьмидесяти лет. Был неграмотен, но внешне был похож на профессора или академика, умный и благородный человек. Родись и вырасти он не в наших условиях, из него вышел бы великий человек.

Исследователь. Мать Александра, Дарья Єрмолаївна, по словам сына, "родилась для песен", но "проплакала всю жизнь..."

А. довженко. Мать частенько любила говорить: "Ничего в мире так не люблю, как сажать что-нибудь в землю, чтобы проізростало. Когда вылезает именно из земли всякая рослиночка, вот мне радость. Вспоминаю: основная черта характера нашей семьи - подтрунивать над всем и в первую очередь друг над другом и над самим собой. Мы любили смеяться, дразнить друг друга, смеялись в добре и в горе, смеялись над властью, над богом и над чертом, имели большую любовь и вкус до смешного, остроумного, острого. Слез нам приходилось в жизни много, больше, чем смеха. И все мы были добры к людям. Своеобразие юмора была нашей семейной и национальной признаком..."

Исследователь. В 1903-1911 гг. Александр Довженко учился в начальной, а затем в высшей начальной школе м. Сосница.

О. Довженко. Обучение давалось мне легко. Я был то, что называется теперь отличником; это меня часто смущало. Мне казалось, что учителя сами что-то не совсем понимают и поэтому им кажется, что я отличник.

Исследователь. После окончания Сосницкой школы В. Довженко, мечты которого в выборе будущей профессии летали в сфере архитектуры, живописи, мореплавания, дальнего плавания, разведение рыб, в 1911 году поступил в Глуховский учительский институт. Там он учился три года, будучи самым молодым среди студентов, многие из которых имели уже по тридцать или тридцать два года.

О. Довженко. Благодаря своим однокурсникам впервые познакомился с украинскими книгами и журналами, которые издавались в Львове и читались тайком от педагогов как что-то родное, но запрещенное.

Исследователь. В институте студентам было запрещено даже разговаривать на украинском языке. Этот учебное заведение в бывшей столице украинских гетманов Демьяна Многогрешного и Павла Полуботка, заманивая способную молодежь стипендией в 120 рублей на год, готовил учителей - обрусителів края.

Студент. О. Довженко много читает, участвует в театральных любительских спектаклях, рисует, организует украинский этнографический хор в одном из сел вблизи Глухова - основательно готовит себя к просветительской педагогической деятельности. По свое обучение в Глуховском учительском институте, как и каждый тогдашний выпускник этого заведения, А. Довженко был обязан отработать четыре года на учительской должности. На работу его направили к Житомирского высшего начального училища, где он преподавал физику, естествознание, географию, даже гимнастику, а для одаренных учащихся организовал кружок рисования. Серьезно думал о своем дальнейшем образовании.

Исследователь. После исторических событий 1917 года, провозглашение первых Универсалов Центральной Рады. Довженко переезжает в Киев, где с головой погружается в водоворот тогдашнего бурного жизни.

Эти годы для О. Довженко были такими напряженными и богатыми на перипетии, что об этом можно написать большую книгу. Где и кем только он не был! Преподавал, учился в Киевском коммерческом институте и Академии искусств. Организовывал митинги и демонстрации. Работал заведующим Житомирской партшколы, преподавателем школы при штабе дивизии Николая Щорса, секретарем губернского отдела народного образования, комиссаром Киевского театра им. Т. Г. Шевченко. Служил добровольцем в армии Симона Петлюры. Попав к чекистам, был подвергнут условному расстрелу и чудом уцелел. Как член партии украинских эсеров-боротьбистов влился вместе с ее левым крылом во главе с Василием Елланом-Голубым к партии большевиков (1920 г.), с которой его исключили 1923 года. После этого до конца своей жизни О. Довженко оставался беспартийным.

В октябре в 1921 году Александр Довженко с дипломатической миссией Наркомата иностранных дел УССР выехал за границу. Сначала работал в Варшаве, где заведовал общим отделом при украинском посольстве и занимался делами репатриации и обмена военнопленными, а с весны 1922 года - в Берлине на должности секретаря консульского отдела торгового представительства УССР в Германии. Находясь в Берлине, поступил в частного художественного училища и учился у известного немецкого художника-экспрессиониста профессора Эрнста Геккеля, а также посещал лекции в Берлинской академической высшей школе изобразительного искусства, мечтая продолжить художественное образование в Берлинской или Парижской академии искусств. Однако летом 1923 года его отозвали в Харьков. Он становится художником-иллюстратором, автором политических карикатур, что их печатал в газете "Известия ВУЦИК" под псевдонимом "Саша". Здесь посещает заседания "Закалки", вскоре становится одним из основателей самой прогрессивной на гой время литературной организации писателей - ВАПЛИТЕ. Ему импонирует идейно-эстетическая позиция лидера М. Волнового: свободный, самостоятельный путь украинского искусства, ориентация на достижения мировой культуры, а не российской.

Переломным в творческой судьбе А. Довженко стал 1926 год. Судьба "посылает" его к Одессы, которая в те годы была колыбелью украинского киноискусства, что только рождалось.

А. довженко. Я пришел работать в кинематографии в 1926 году. До этого я в течение четырех-пяти лет занимался живописью... К искусству у меня был поезд с детства, и во мне жило убеждение, что в этом направлении я и должен строить свою жизнь. В те годы я еще не был мастером живописи. И был глубоко убежден, что за десять-пятнадцать лет, примерно до 1945 года, сумею достаточно овладеть техникой живописи, чтобы те творческие силы, которые я органически чувствовал в себе, надлежащим образом оказались в области нового искусства.

Учитель. Следовательно, если бы не было Довженко-живописца, не было бы и Довженко-кинохудожника. Переход художника в кино обусловлен, прежде всего, по его же словам, желанием быть максимально полезным своему народу. Александр Петрович убедился, что кинематографические средства выражения - рациональные: слишком когда их брать массовую эффективность и интернациональность.

Исследователь. Уже в 1926 Довженко создал по своим сценариям первые фильмы: короткометражные комедии "Вася-реформатор" и "Ягодка любви". Это были еще ученические работы. А вот "Сумка дипкурьера" (1927) свидетельствовала о незаурядные художественные способности режиссера. В 1928 году появилась "Звенигора", которая принесла Довженко признание и мировую славу. В фильме соединились глубокий философский эпос о судьбе народа и мощный лирический струю. Этот фильм положил начало украинское поэтическое киноискусство. Он с успехом обошел экраны многих стран мира - Голландии, Франции, Англии, Америки, Греции. На него обратила пристальное внимание тогдашняя художественная зарубежная общественность.

Следующий фильм "Арсенал" было создано уже на Киевской киностудии, куда О. Довженко перебрался 1929 года. Сейчас она носит его имя, там действует музей. И ежегодно цветет яблоневый сад, посаженный руками художника.

Мировую славу О. Довженко принес его последний немой фильм "Земля" (1930). В в 1958 году в Брюсселе эту картину было признано одним из 12-ти лучших в мире. В середине 1930 года В. Довженко знакомится с кинематографией Германии, Чехословакии, Франции, Англии. Посещает Берлин, Гамбург, Амстердам, Прагу, Париж, Лондон. Лондонская пресса писала, что "Земля" - один из наиболее волнующих советских фильмов. В обзоре подчеркивалось, что Александр Довженко стал в ряд самых прославленных кинематографистов мира. Триумф этого гениального фильма в Москве был кратковременным. Партийцам его трактовали как националистический, вреден, потому что предпочитал биологического над социальным. С большими усилиями создает В. Довженко свой первый звуковой фильм "Иван", который появился на экранах в 1932 году. Хотя это был фильм на актуальную тогда тему индустриализации, и автор сделался еще более невгодним для партийных надзирателей за искусством.

Учитель. О. Довженко отправляется на Дальний Восток. Там собирает материал для своего будущего фильма: знакомится с Сахалином, тайгой, рекой Амур. Следствием этой романтического путешествия стал в 1935 году фильм "Аэроград". В декабре 1935 года началась его демонстрация в нью-йоркских кинотеатрах. Не сходил с экрана это произведение и в марте следующего года. Кинокритики отмечали, что своими средствами использования звука в "Аерограді" автор на много лет опередил все существующие фильмы. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет: наградить О. Довженко орденом Ленина. Художник давно вынашивает план постановки фильма "Тарас Бульба", но получает новое социальное заказ - создать фильм о "украинского Чапая". На Киевской киностудии 1939 года появляется фильм О. Довженко по его сценарию "Щорс" - о красноармейского комдива, который погиб в боях с Армией УНР. Выполнением заказа "на горе" были удовлетворены. И все же О. Довженко находится в плену собственных творческих интересов, связанных с Тарасом Бульбой. На основе детального изучения исторических материалов, архивных источников пишет сценарий будущего фильма, задать который ему так и не суждено.

С началом войны В. Довженко вместе с Киевской киностудией, которой тогда руководил, попадает в Уфу, вскоре до Ашхабада. Очень болезненно воспринимая фашистскую оккупацию Украины, добровольцем уходит на фронт как корреспондент газеты "Красная Армия". В політуправлінні Юго-Западного фронта ему присваивают звание полковника. Принимает участие в освобождении Харькова и Киева, во фронтовых газетах печатаются его рассказы "Незабываемое", "На колючем проводе", "Мать", "Воля к жизни", "Ночь перед боем", "Стой, смерть, остановись". Некоторые из них он потом органично вплете в свою киноповесть "Украина в огне".

В 1943 году все пережитое и передуманное оформилось в киноповесть "Украина в огне". С одной из журнальных версток познакомился Сталин.

О. Довженко. Сегодня узнал тяжелую новость: моя повесть "Украина в огне" не понравившуюся Сталину, и он ее запретил для печати и для постановки. Что его делать, еще не знаю. Тяжело на душе и тоскливо. И не потому тяжело, что пропало зря больше года работы... Мне тяжело от сознания, что "Украина в огне" - это правда. Закрыта и заперта моя правда о народе и его беда. Значит, никому, следовательно, она не нужна и ничто не нужно, кроме панегирика.

Исследователь. 31 января 1944 года произошло "кремлевское распятие" Довженко, организованное лично Сталиным. На заседании двух политбюро центральных комитетов всесоюзной и украинской компартии докладывал сам диктатор: "О антиленинские ошибках и националистических извращениях в киноповести "Украина в огне».

О. Довженко. Сегодня годовщина моей смерти. Тридцать первого января 1944 года меня было привезено в Кремль. Там меня было изрублено на куски и окровавленные части моей души было разбросано на позор и поругание на всех сборищах. Все, что было злого, недоброго, мстительного, все топтало и поганило меня. Я держался год и упал. Мое сердце не выдержало бремени лжи и зла. Я родился и жил для добра и любви. Меня убила ненависть крупных как раз в момент их малости.

Исследователь. Осенью 1945 года В. Довженко завершает "Повесть пламенных лет", в которой, желая хоть что-то сказать своему народу, пошел на определенный компромисс с системой. Это произведение ему не позволили ни экранизировать, ни опубликовать. Впервые свет он появился в 1957 году, после смерти автора. В 1960 году его жена, кинорежиссер Юлия Солнцева, сняла широкоформатный фильм, в котором роль главного героя Ивана Орлюка сыграл ученик О. Довженко, тогдашний студент Всесоюзного института кинематографии, а ныне известный поэт и прозаик Николай Винграновский. Фильм получил мировую славу и на Каннском фестивале 1961 года был отмечен премией за лучшую режиссуру.

Всемирноизвестном кинорежиссеру после войны разрешили снять лишь один фильм про российского садовника И. Мичурина. О. Довженко хотел поехать на Украину. Она виделась Довженко в снах, он давно понял, что Москва и его пребывание среди московской элиты - это постоянный, непрерывный надзор "родительской" глаза. Ностальгия овладевает им окончательно.

А.довженко. Я умру в Москве, так и не увидев Украины. Перед смертью я попрошу Сталина, чтобы перед тем, как сжечь меня в крематории, из груди моих вынули сердце и закопали его в родную землю в Киеве, где-то над Днепром, на горе.

Учитель. В 1951 году после многолетнего перерыва В. Довженко наконец получает возможность посетить Украину. Именно тогда началось строительство Каховской гидроэлектростанции и Каховского моря. Задумав создать об этом фильм, режиссер ежегодно ездит в Каховку, живет там, встречается со строителями, крестьянами, инженерами, учеными, собирает материал для будущего сценария. С присущей ему гражданской позицией А. Довженко вмешивается в много дел, которые волновали его как украинца-патриота: пишет докладную записку в Совет Министров УССР, в которой излагает свои предложения относительно художественного оформления гидротехнических сооружений на участке Запорожье-Каховка. В многочисленных дневниковых записях мы прочитываем его несогласие с определенными проектами, возмущение, критику. Задумывается он и о целесообразности и экологические последствия будущего моря. О. Довженко в Украине до глубины души возмутил неслыханный процесс вынародовление, денационализации, поголовного русификация. Душа его кричит, а уста німують. Об этом он пишет в своем дневнике.

А.довженко. На сороковом году строительства социализма в столице сорокамільйонної УССР преподавание наук так, как и в других вузах УССР, проводится на русском языке. Такого нет нигде в мире. Какая неслыханная безнравственность.

Учитель. Все, что О. Довженко пишет и подает на рассмотрение как сценарий будущего фильма, опять не удовлетворяет власть имущих. Они дальше пытаются духовно сломать художника, заставить его творить такую же сірятину, которая заполонила литературу и кино и отвечала всем канонам соцреализма. Выполняя их подвоха, А. Довженко 17 раз переделывает свое произведение, которое окончательно называет "Поэма о море". Фильм по этим литературным сценарием О. Довженко мечтал снимать на родной Киевской киностудии, которую он основал, строил и у которой своими руками еще в предвоенные годы взрастил прекрасный яблоневый сад. Но ему отказали и в этом, и он вынужден был согласиться снимать "Поэму" на студии "Мосфильм". 10 октября 1956 года В. Довженко обратился с заявлением к Союза писателей Украины.

А.довженко. Возвращаться хочу на Украину. Президіє! Помоги мне жильем: давно когда-то его отобраны в меня. Большой квартиры мне не надо. Только мне надо, чтобы с одного хотя бы окна было видно далеко. Чтобы мог я видеть Днепр и Десну где-то под горизонтом и родные черниговские земли, что так настойчиво начали маритись мне.

Учитель. Шел 1956 год. В марте киевский журнал "Днепр" опубликовал его автобиографическую киноповесть "Зачарованная Десна", над которой он начал работать еще в 1942 году. В издательстве "Советский писатель" под этим же названием готовится к изданию целый том его киноповестей. На "Мосфильме" начинаются съемки первых кадров кинофильма "Поэма о море". К сожалению, этот фильм, который довершила Юлия Солнцева, стал лебединой песней Мастера.

25 ноября 1956 года, не дождавшись выхода своей первой большой книги, Александр Петрович Довженко отошел в вечность. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.

Чтец.

М. Винграновский. "Слава художнику".

В небо поднявшись, осень прощалась в небе с Москвой.

Падали спелые червонцы на виске земли молодой.

Тихо стояли мы все перед глазами своего учителя.

Хорошо, учитель, ты небосклоне поднял нам человеческого устремления,

Хорошо, что ты нас на крылья взял в доверии своему,

Хорошо, что ты нас смутил красотой большого сердца,

Хорошо, что ты в наши руки положил неожиданно Землю.

Землю положил, чтобы слетать могли мы над ней для счастья,

Хорошо, что ты наша совесть и мужественная уверенность наша.

Слава художнику!

V. Домашнее задание.

Прочитать "Зачарованную Десну", подготовить рассказ о жизненном и творческом пути О. Довженко.