Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 19

 

Тема. Литературный процесс 40-х - 50-х лет XX ст. Участие писателей во Второй мировой войне. Печатание в периодике, издание новых произведений о тяжелых боях, о страданиях людей на оккупированной территории. Приход в литературу молодых писателей. Роль украинской литературы военных лет.

Цель: познакомить одиннадцатиклассников с литературным процессом 40-х -50-х pp. XX ст.

Тип урока: лекция.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

III.Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Украинская литература в четвертое десятилетие XX века вошла физически обескровленной, эстетически збіднілою и морально растерянной. Десятки талантливых художников было репрессировано и уничтожено. Те, что спаслись эмиграцией (Ю. Клен, И. Багряный, Т. Осьмачка, В. Барка), фактически оказались вне отечественным литературным процессом.

Вторая мировая война "высвободила приглушенные большевизмом силы украинской литературы, попустило путы народного духа, который один только и мог помочь в этой трагедии".

Поэзия первой среди других литературных жанров стала выразителем народного духа в один из самых тяжелых периодов нашей истории. И кровь, и слезы народа запечатлелись в слове, которое звало к бою, зрікалося шаблонных фраз и хвалебных од Стране советов.

Развились все поэтические жанры, обогатились выразительные средства, раскрылись новые проблемные просторы.

За четыре годы войны украинская поэзия прошла путь от Москвы до Берлина. Поэты старшего поколения - П. Тычина, М. Рыльский, М. Бажан, В. Сосюра - творили в эвакуации, выступали перед народом в прессе, на радио, младшие - И. Нехода, Л. Дмитерко, П. Дорошко, М. Шеремет, В. Швец - воевали и писали на фронте. М. Шпак, Ф. Швиндін, И. Кульська, П. Артеменко - в подполье, П. Воронько, С. Щуплик - в партизанских отрядах, О. Телига, О. Ольжич - в рядах национального подполья. Много талантливых художников не вернулись с войны (А. Гаврилюк, К. Герасименко, М. Шпак, Л. Холоден, Д. Надіїн, П. Артеменко, В. Булаенко, Ф. Швиндін, М. Шуть).

С первых дней войны поэзия обратилась к народу клятвой и призывом, боевым маршем и походной песней. Всенародного звучание приобретает "Клятва" М. Желательна ("Никогда, никогда не будет Украина рабой немецких палачей!"), поэзия П. Тычины "За все мы відплатим тебе", Г. Рыльского "За землю родную", В. Сосюры "Мы победим", Л. Первомайского "Я рос на этой непокірній земли".

К сокровищницу украинской лирики 1941 года входят стихотворения В. Сосюры, "Слово о родную мать", "Украине" М. Рыльского, "Земля", Л. Первомайского, "Украина моя" А. Малышко. Приобрели популярности стихи-письма, адресованные воинам, землякам, соотечественникам ("Письмо к землякам" В. Сосюры, "Ответ бойцам на фронт" П. Тычины, "Летите, орлы" Г. Желательна).

Вершинними достижениями жанра лиро-эпоса стали поэмы П. Тычины "Похороны друга", М. Рыльского "Жажда", "Путешествие в молодость", В. Сосюры "Мой сын", "Пленница".

Украинская поэзия периода войны зафиксировала процесс гуманизации общественного сознания, был заторможен новыми репрессиями сталинской системы сразу после войны: система испугалась свободной личности, что вышла из пламени войны с высоко поднятой головой.

К высокохудожественных достижений украинской прозы 1941-1945 гг. принадлежит тогдашний наследие О. Довженко. Такие рассказы, как "Ночь перед боем", "Мать", повесть "Украина в огне", показали, что в лице О. Довженко отечественная литература получила самые сокровенные уроки, вынесенные страной с поединке с фашизмом. Писатель впервые и открыто заговорил о цене той трагедии, ее переживал народ. Новелістика писателя времен войны наполняла читателя крепкой верой в те резервы духа, народное бытие накапливало веками.

Особенностью литературы 40-х годов является то, что в нее влилось молодое фронтовое поколение - люди, опаленные боями, полны желания рассказать о пережитом и навеки запечатленное в сердце. Среди поэтических книг второй половины 40-х годов наряду с теми, что принадлежали старшим и опытным мастерам пера ("Мать" М. Рыльского, "И расти, и действовать" П. Тычины, "Зеленый мир". Сосюры, "Английские впечатление" М. Бажана, "Молодость брата" Л. Первомайского), - сборники поэтов-фронтовиков П. Воронько, В. Швеца, А. Підсухи, Я. Шпорти, П. Дорошенко, Д. Белоуса.

109 литераторов тогдашнего состава Союза писателей Украины на протяжении войны находились в действующей армии и партизанских отрядах. Более 40 человек погибли, 19 стали Героями Советского Союза.

Литература послевоенных лет представлена творчеством Ю. Смолича, И. Ле, И. Багмута, Л. Смелянский, А. Донченко, Ю. Збанацкого.

Самым выдающимся явлением украинской прозы в первые послевоенные годы стал роман-трилогия А. Гончара "Знаменосцы".

Во второй половине 40-х годов украинская проза широко отражала героику восстановления и стремилась правдивее обрисовать основную фигуру той напряженной суток - человека-современника, самоотверженно работала в городе или в селе. Большое внимание критики и читателей в послевоенное время привлекли первая и вторая книги романа-хроники М. Стельмаха "Большая родня" - "На нашей земле", "Великие победы", роман "Хлеб и соль", повести А. Довженко - "Зачарованная Десна" (1956), "Повесть пламенных лет" (1957), "Поэма о море" (1957) - целостная лиро-эпическая, героико-романтическая панорама жизни украинского народа XX вв.

В общественно-политической жизни уже чувствовался дух "холодной войны", атомных угроз, проливалась кровь на западных землях Украины. Клеймо политической неблагонадежности падало на всех, кто находился в оккупации; сталинщина презирала человеческие права и свободы. Серьезными, хоть и искусственно внесенными деформациями был обозначен и литературный процесс. Искаженное, часто к противоположной, трактовки художественных произведений, необоснованные обвинения писателей, наклеивание политических ярлыков, цели кампании с "разоблачение" национализма - это характерные признаки литературного процесса 40-х - 50-х pp. Шельмуванню были подвергнуты "Слово о родной матери" М. Рыльского, романы "Живая вода" Ю. Яновского, "Они не прошли" Ю. Смолича, поэзия "Любите Украину". Сосюры. Критика лучших произведений производила вредное и тормозящее влияние на развитие литературы послевоенных лет.

Вследствие всего этого в литературе ощущается слабость исследовательских, аналитико-психологических направлений, лакомство перед объективной правдой действительности, декларативность, описательность, внешняя панорамность, приглушение личностного начала, обедненность лиризма.

IV.Вопросы для закрепления.

1. Какие темы были доминирующими в литературе 40-50-х годов? Которые проблемы поднимались в художественной литературе?

2. Назовите самые известные произведения и их авторов.

3. Что сдерживало прогрессивное развитие литературы?

V.Домашнее задание.

Подготовить рассказ о литературный процесс 40-х - 50-х лет XX ст., его положительные и негативные моменты.

Использована литература:

1. Дончик В. От "Знаменосцев" до "Поэмы о море"//Украинский советский роман: движение идей и форм,- К., 1987.

2. Моренец В. 40-50 годы//История украинской литературы ХХ ст. В 2-х т.- Т.2. - К., 1988.

3. Песня павших в строю.- К., 1965.

4. Проза периода Великой Отечественной войны//История украинской литературы. В 8-ми т.- Т.7. - К., 1971.