Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 18

 

Тема. "Ярослав Мудрый" - художественное воплощение идеи независимости народного духа, любви и преданности своей отчизне. Актуальное звучания. Проблематика взаимоотношений выдающейся личности и народных масс. Сложность характера Ярослава.

Цель: раскрыть образы героев произведения, доказать актуальность и современный пафос драмы; воспитывать одиннадцатиклассников патриотами своей земли.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: драма И. Кочерги "Ярослав Мудрый", эпиграф, критические материалы.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

Расскажите о жизненном пути и творчестве И. Кочерги.

III.Сообщение темы и цели урока.

IV.Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Эпиграфом к уроку могут быть слова М. Рыльского: "Каждая пьеса И. Кочерги открывает новую страницу искусства... Когда я думаю о "Ярослава Мудрого", вспоминаю самые высокие образцы поэтической драматургии - Пушкина, Шекспира, Алексея Толстого, Шиллера, Леси Украинки..."

Драматическая поэма "Ярослав Мудрый" может быть образцом того, как, по словам И. Франка, исторический произведение своей проблематикой, идейной направленностью перекликается с актуальными вопросами современности. Удивительно, но факт остается фактом - "Ярослав Мудрый" актуален и в наше время.

Это произведение, бесспорно, является вершиной творчества драматурга. "Ярослав Мудрый" задуман и написан в 1944 году. В драме автор обращается к исторической фигуры Ярослава Мудрого. Рассказ о нем ограничено рамками 1030-1036 лет. Это было время, когда Великому князю удалось обуздать междоусобные распри на киевских землях и отбить нашествие печенегов. Интересный, сложный, по-философски наснажений образ Ярослава, его борьба за самостоятельность и могущество Русской государства привлекали драматурга возможностью провести историческую параллель между борьбой Киевской Руси против нападающих и Отечественной войной XX века, так И. Кочерга работал над произведением с восторгом и написал его довольно быстро.

За основу сюжета драматург взял наиболее напряженный период княжения Ярослава, когда тот заканчивает "уборки" земли Русской в единое государство и начинает ее украшать: строить города, церкви, монастыри, распространять науку и культуру, утверждать новое законодательство. Воспроизведение именно этого исторического периода дало наилучшие возможности для раскрытия образа Ярослава и возвеличивания идеи патриотизма, возражения псевдонаучной теории нордического происхождения Киевской государства. В декабре 1946 года пьеса "Ярослав Мудрый" была поставлена Харьковским театром им. Т. Шевченко. Спектакль отмечен Государственной премией.

Вопросы для беседы.

1. Что вы узнали о жизни и борьбе наших предков с страниц пьесы "Ярослав Мудрый"?

2. Докажите, что Киевская Русь была в то время крупнейшей и самым могущественным государством Европы.

3. Что можно сказать о город Киев XI вв.? Зачитайте строки, где описывается красота города.

Комментарий учителя.

В пьесе нет единой, стержневой сюжетной линии, вокруг которой разворачивались бы события. Все сюжетные линии произведения пересекаются с образом князя, все важнейшие проблемы касаются его личности.

И. Кочерга в образе Ярослава Мудрого воплотил идею любви к родной земле. Князь как лицо историческое и как герой драматической поэмы - фигура сложная и противоречивая. Его помыслы, мечты и деяния направлены на то, чтобы возвеличить Киев, создать мощное и единое государство. Это было возможным лишь при условии сильной монархической власти.

Одним из узловых конфликтов произведения, в котором раскрывается идея патриотизма, является борьба Ярослава против варягов, борьба скорее политическая, а не вооруженная. Сложность и противоречивость ситуации заключается в том, что варяги, будучи наемниками, которые служили русским князьям за деньги, стремились прибрать Русь к рукам, поскольку их жены составляли заметную военную силу. Ярослав решительно выступает против стремление варягов покорить Киев и гневно отрицает попыткам жены утвердить превосходство врагов.

Несмотря на то, что Ярослав - наполовину варяг, он чувствует себя кровным русичем. С гордостью и достоинством князь говорит про русскую кровь, которая течет в его жилах, хотя это кровь рабыни. Он решительно отвергает легенду о варяжское происхождение Руси:

Мне не надо пышных тех сказок,

Что предков нам ищут где-то за морем.

Народ мой здесь, на родных этих просторах,

От Киева до Ладоги живет.

И не заброд Исландии суровых, -

Меня своим предком назовет!

В этих словах сконцентрирована главная идея произведения - художественно убедительно, четко, выразительно, хотя и несколько прямолинейно. В них - гордость за величие своей страны, "от Киева до Ладоги", уверенность в силе и несокрушимости народа, которому ни к чему чужеземные пришельцы.

Вопросы к ученикам.

1. Какие цели ставит перед собой Ярослав?

(Ярослав борется сначала за великокняжеский стол, а потом за полное подчинение своей власти всех княжеств. Власть, вооруженная борьба для него - лишь средство создать условия для мирной спокойной жизни, для развития науки, культуры, строительства городов:

... высших я не ведаю сокровищ,

Чем мирный труд и счастье в мирнім доме,

Которые весь век я честно защищал...).

2. Как вы понимаете слова, которые Ярослав Мудрый часто говорит: "Раньше закон, а потом благодать."

(Под законом следует понимать высшие интересы - интересы государства, а благодать - то благосостояние, счастье людей. Закон - это установленный князем порядок, безопасность государства, а благодать - это мирное развитие, "наряжання " ее городами, монастырями, которые были местами не только религиозных обрядов, но и переписывания и хранения книг.

В решении проблемы "закон и благодать" чувствуется раздвоенность и противоречивость характера Ярослава. Он стремится к мирного строительства, а вынужден "весь век водит в походы рать".)

3. Всегда князь поступает справедливо?

(Князь часто сам вынужден нарушать законы, исходя из определенной политической обстановки. Когда люди требовали правого суда над забродою- варягом, убийцей Милушиного брата, Ярослав, чтобы не обострять отношений с варягами, ласкает его по просьбе Елизаветы. Народ устами выражает Журейка несогласие с таким решением: "неправый суд ". Философию, выраженную словам "раньше закон, а потом благодать ", народ трактует по-своему:

Раньше, чем храмы строить святые, Годится правду утвердить в жизни.

Сочувствуя Журейкові, что отстаивает справедливость с точки зрения простого люда, Иван Кочерга вместе с тем и выясняет позицию Ярослава, который идет к великой цели, пренебрегая временем уделом простонародья: ... Мудрый лад Не насадить кротким, Словно роз и лилий тихий сад. Как дикий лес мотыгами, Государственное руками поле надо корчувать, Чтобы выросла на нем благодать.)

Образ Ярослава обрисован во всей целенаправленности его действий, в колебаниях и противоречиях, присущих каждому человеку: "Боже, как трудно это - творить правый суд!" - говорит он. Ему же принадлежат и мудрые слова, вызванные тяжелыми размышлениями о своей жизни и деяния: "мудрость не Берется из завещаний, а из исканий и ошибок горьких". Ярослав Мудрый показан и как государственный деятель, и как не лишенная искренних чувств, а то и обычных слабостей, человек. Но князь всегда имеет силу покорить высшей цели своей жизни. Душа Ярослава болит, но он отдает свою дочь Елисавету за норвежского витязя, укрепляя союз с северным соседом:

Как мне тяжелая дочери урон,

Прощай, Гаральд, Русь более всего.

И. Кочерга не только объясняет, но и художественно оправдывает поведение Ярослава. Об этом свидетельствуют и такие сюжетные линии, как Ярослав - Никита, Ярослав - Журейко, Ярослав - Ингигерда.

Для лучшего понимания значения этих сюжетных линий в обрисовке образа князя ставим ряд проблемных вопросов:

1. Почему в душе Никиты погас огонь мести Ярославу?

2. Как вы понимаете слова Ярослава над телом Никиты: "Прощай, Никита, сердце пламенное, мой честный враг и тайный друг!"?

3. Почему Журейко, забывая личную обиду, подвергаясь опасности, предупреждает князя о заговоре варягов?

4. Как вы расцениваете "перевоплощение" гордой Ингигерды в смиренное Ирину?

Учитель обобщает.Все эти сюжетные линии подчинены одной задаче: утвердить идею патриотизма, необходимость поступаться личным ради общего, ради интересов государства. Вся художественная ткань произведения, композиция, система образов подчинены одной задаче - художественно воплотить идею несокрушимости народного духа, прославить благородное чувство патриотизма, преданности своей отчизне.

V. Итоги урока.

Слово учителя.

И. Кочерга, обращаясь к истории Киевской Руси, призывает подчинить личные интересы общим, жить не для собственного счастья, а для людей, для общего добра, как это делали Ярослав Мудрый, Журейко, Никита. Именно поэтому это произведение является актуальным и сейчас, когда Украина утверждается и развивается как независимое государство. Сейчас нам очень нужны такие лидеры, как Ярослав Мудрый.

VI. Домашнее задание.

Подготовиться к анализу образов драмы. Выписать цитаты-афоризмы. Использована литература:

1. Андриянова М. І.Кочерга: Литературный портрет,- К., 1963.

2. Брюховецкий В. Иван Кочерга//Иван Кочерга. Драматические произведения: Библиотека украинской литературы,- К., 1989.

3. Кузякина Н. Драматург Иван Кочерга,- К, 1968.