УРОК 18
Тема. "Ярослав Мудрый" - художественное воплощение идеи
независимости народного духа, любви и преданности своей отчизне. Актуальное
звучания. Проблематика взаимоотношений выдающейся личности и народных масс. Сложность
характера Ярослава.
Цель: раскрыть образы героев произведения, доказать актуальность и
современный пафос драмы; воспитывать одиннадцатиклассников патриотами своей земли.
Тип
урока: комбинированный.
Оборудование: драма И.
Кочерги "Ярослав Мудрый", эпиграф, критические материалы.
Ход урока
I.Организационная
часть.
II.Проверка
усвоенных знаний.
Вопросы и задания для учащихся.
Расскажите
о жизненном пути и творчестве И. Кочерги.
III.Сообщение темы и цели урока.
IV.Восприятие и осознание нового материала.
Материал для учителя.
Эпиграфом
к уроку могут быть слова М. Рыльского: "Каждая пьеса И. Кочерги
открывает новую страницу искусства... Когда я думаю о "Ярослава
Мудрого", вспоминаю самые высокие образцы поэтической драматургии - Пушкина, Шекспира,
Алексея Толстого, Шиллера, Леси Украинки..."
Драматическая
поэма "Ярослав Мудрый" может быть образцом того, как, по словам И.
Франка, исторический произведение своей проблематикой, идейной направленностью
перекликается с актуальными вопросами современности. Удивительно, но факт остается
фактом - "Ярослав Мудрый" актуален и в наше время.
Это произведение,
бесспорно, является вершиной творчества драматурга. "Ярослав Мудрый"
задуман и написан в 1944 году. В драме автор обращается к исторической
фигуры Ярослава Мудрого. Рассказ о нем ограничено рамками 1030-1036 лет.
Это было время, когда Великому князю удалось обуздать междоусобные распри на киевских
землях и отбить нашествие печенегов. Интересный, сложный, по-философски
наснажений образ Ярослава, его борьба за самостоятельность и могущество Русской
государства привлекали драматурга возможностью провести историческую параллель между борьбой
Киевской Руси против нападающих и Отечественной войной XX века, так И.
Кочерга работал над произведением с восторгом и написал его довольно быстро.
За основу
сюжета драматург взял наиболее напряженный период княжения Ярослава, когда тот
заканчивает "уборки" земли Русской в единое государство и начинает ее
украшать: строить города, церкви, монастыри, распространять науку и культуру,
утверждать новое законодательство. Воспроизведение именно этого исторического периода
дало наилучшие возможности для раскрытия образа Ярослава и возвеличивания идеи
патриотизма, возражения псевдонаучной теории нордического происхождения Киевской
государства. В декабре 1946 года пьеса "Ярослав Мудрый" была поставлена
Харьковским театром им. Т. Шевченко. Спектакль отмечен Государственной премией.
Вопросы для беседы.
1.
Что вы узнали о жизни и борьбе наших предков с
страниц пьесы "Ярослав Мудрый"?
2.
Докажите, что Киевская Русь была в то время крупнейшей и
самым могущественным государством Европы.
3.
Что можно сказать о город Киев XI вв.? Зачитайте строки, где
описывается красота города.
Комментарий учителя.
В пьесе
нет единой, стержневой сюжетной линии, вокруг которой разворачивались бы события. Все
сюжетные линии произведения пересекаются с образом князя, все важнейшие проблемы
касаются его личности.
И.
Кочерга в образе Ярослава Мудрого воплотил идею любви к родной земле. Князь как
лицо историческое и как герой драматической поэмы - фигура сложная и противоречивая.
Его помыслы, мечты и деяния направлены на то, чтобы возвеличить Киев, создать
мощное и единое государство. Это было возможным лишь при условии сильной монархической
власти.
Одним из
узловых конфликтов произведения, в котором раскрывается идея патриотизма, является борьба
Ярослава против варягов, борьба скорее политическая, а не вооруженная. Сложность и
противоречивость ситуации заключается в том, что варяги, будучи наемниками, которые
служили русским князьям за деньги, стремились прибрать Русь к рукам, поскольку
их жены составляли заметную военную силу. Ярослав решительно выступает против
стремление варягов покорить Киев и гневно отрицает попыткам жены утвердить
превосходство врагов.
Несмотря
на то, что Ярослав - наполовину варяг, он чувствует себя кровным русичем. С
гордостью и достоинством князь говорит про русскую кровь, которая течет в его жилах, хотя
это кровь рабыни. Он решительно отвергает легенду о варяжское происхождение Руси:
Мне не надо пышных тех
сказок,
Что предков нам ищут
где-то за морем.
Народ мой здесь, на родных
этих просторах,
От Киева до Ладоги живет.
И не заброд Исландии
суровых, -
Меня своим предком
назовет!
В этих
словах сконцентрирована главная идея произведения - художественно убедительно, четко,
выразительно, хотя и несколько прямолинейно. В них - гордость за величие своей страны,
"от Киева до Ладоги", уверенность в силе и несокрушимости народа, которому
ни к чему чужеземные пришельцы.
Вопросы к ученикам.
1.
Какие цели ставит перед собой Ярослав?
(Ярослав борется сначала за великокняжеский стол, а потом
за полное подчинение своей власти всех княжеств. Власть, вооруженная борьба для
него - лишь средство создать условия для мирной спокойной жизни, для развития
науки, культуры, строительства городов:
... высших я не ведаю сокровищ,
Чем мирный труд и счастье в мирнім доме,
Которые весь век я честно защищал...).
2.
Как вы понимаете слова, которые Ярослав Мудрый часто говорит:
"Раньше закон, а потом благодать."
(Под законом следует понимать высшие интересы - интересы государства,
а благодать - то благосостояние, счастье людей. Закон - это установленный князем порядок,
безопасность государства, а благодать - это мирное развитие, "наряжання " ее
городами, монастырями, которые были местами не только религиозных обрядов, но и
переписывания и хранения книг.
В решении проблемы "закон и благодать"
чувствуется раздвоенность и противоречивость характера Ярослава. Он стремится к
мирного строительства, а вынужден "весь век водит в походы рать".)
3. Всегда князь поступает справедливо?
(Князь часто сам вынужден нарушать законы, исходя из
определенной политической обстановки. Когда люди требовали правого суда над забродою-
варягом, убийцей Милушиного брата, Ярослав, чтобы не обострять отношений с
варягами, ласкает его по просьбе Елизаветы. Народ устами выражает Журейка
несогласие с таким решением: "неправый суд ". Философию, выраженную
словам "раньше закон, а потом благодать ", народ трактует по-своему:
Раньше, чем храмы строить святые, Годится правду утвердить в
жизни.
Сочувствуя Журейкові, что отстаивает справедливость с точки зрения
простого люда, Иван Кочерга вместе с тем и выясняет позицию Ярослава, который идет
к великой цели, пренебрегая временем уделом простонародья: ... Мудрый лад Не насадить
кротким, Словно роз и лилий тихий сад. Как дикий лес мотыгами, Государственное руками
поле надо корчувать, Чтобы выросла на нем благодать.)
Образ
Ярослава обрисован во всей целенаправленности его действий, в колебаниях и
противоречиях, присущих каждому человеку: "Боже, как трудно это -
творить правый суд!" - говорит он. Ему же принадлежат и мудрые слова,
вызванные тяжелыми размышлениями о своей жизни и деяния: "мудрость не Берется
из завещаний, а из исканий и ошибок горьких". Ярослав Мудрый показан и как
государственный деятель, и как не лишенная искренних чувств, а то и обычных слабостей,
человек. Но князь всегда имеет силу покорить высшей цели своей жизни. Душа
Ярослава болит, но он отдает свою дочь Елисавету за норвежского витязя,
укрепляя союз с северным соседом:
Как мне тяжелая дочери
урон,
Прощай, Гаральд, Русь
более всего.
И.
Кочерга не только объясняет, но и художественно оправдывает поведение Ярослава. Об этом
свидетельствуют и такие сюжетные линии, как Ярослав - Никита, Ярослав - Журейко, Ярослав
- Ингигерда.
Для лучшего понимания значения этих сюжетных линий в
обрисовке образа князя ставим ряд проблемных вопросов:
1.
Почему в душе Никиты погас огонь мести Ярославу?
2.
Как вы понимаете слова Ярослава над телом Никиты:
"Прощай, Никита, сердце пламенное, мой честный враг и тайный друг!"?
3.
Почему Журейко, забывая личную обиду, подвергаясь опасности,
предупреждает князя о заговоре варягов?
4.
Как вы расцениваете "перевоплощение" гордой Ингигерды в
смиренное Ирину?
Учитель обобщает.Все эти сюжетные линии подчинены одной задаче:
утвердить идею патриотизма, необходимость поступаться личным ради
общего, ради интересов государства. Вся художественная ткань произведения, композиция,
система образов подчинены одной задаче - художественно воплотить идею
несокрушимости народного духа, прославить благородное чувство патриотизма, преданности
своей отчизне.
V.
Итоги урока.
Слово учителя.
И.
Кочерга, обращаясь к истории Киевской Руси, призывает подчинить
личные интересы общим, жить не для собственного счастья, а для людей, для общего
добра, как это делали Ярослав Мудрый, Журейко, Никита. Именно поэтому это произведение является актуальным
и сейчас, когда Украина утверждается и развивается как независимое государство.
Сейчас нам очень нужны такие лидеры, как Ярослав Мудрый.
VI.
Домашнее задание.
Подготовиться
к анализу образов драмы. Выписать цитаты-афоризмы. Использована
литература:
1.
Андриянова М. І.Кочерга: Литературный портрет,- К., 1963.
2.
Брюховецкий В. Иван Кочерга//Иван Кочерга. Драматические произведения:
Библиотека украинской литературы,- К., 1989.
3.
Кузякина Н. Драматург Иван Кочерга,- К, 1968.