Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 14

 

Тема. Николай Кулиш - драматург мирового уровня.

Цель: ознакомить учащихся с биографией писателя, его творческим вкладом в украинскую драматургию; воспитывать одиннадцатиклассников в духе достоинства и национального сознания.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет М. Кулиша, издания его произведений.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Раскройте образы старых Мусия и Марии Половцев.

2. Что привлекает вас в этих персонажах, а что - отталкивает?

3. Охарактеризуйте образы братьев Половцев.

4. Можно сказать, что писатель в новелле "Повійне круг" поднимает проблему человеколюбия?

III.Сообщение темы и цели урока.

IV.Изложение нового материала.

Материал для учителя.

Николай Кулиш - едва ли не самая трагическая фигура в украинской драматургии суток "Расстрелянного Возрождения". Произведения его, запрещенные в тридцатых годах, возвращались на украинскую сцену трудно. Первое издание наследия основоположника новой украинской драмы родном языке на родине увидело свет в 1980 году.

Судьба Николая Кулиша осветила и вобрала в себя все основные проблемы становления и прогресса украинского театра XX века.

Николай Гурович Кулиш родился 18 декабря 1892 года в селе Чаплинка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. С детства испытал горькую бедной судьбы: был пастушка, ухаживал меньших за себя детей. В восемь лет пошел в народной школы, учился охотно и старательно. Впоследствии на собранные односельчанами деньги будущий писатель продолжил учебу в городском училище в Олешках (сейчас Цюрупинск).

Уже в втором классе училища М. Кулиш знакомится с программой РСДРП, участвует в запрещенных политических кружках, за что его исключили из училища. Имел большую жажду к знаниям, мечтал об университете, но для этого необходимо было закончить гимназию. Прогрессивная молодежь, учителя помогли Николаю поступить в Олешковской земской гимназии. И вскоре ее закрыли. М. Кулиш решил сдать экзамены по гимназию экстерном. В 1914 году он получил аттестат зрелости. И надеждам на высшую образование не суждено сбыться. Началась мировая война, и вместо университета вчерашний гимназист попадает в Одесскую школу прапорщиков, с февраля 1915 года служит в Смоленске, а в августе попадает на передовые позиции. Там молодой офицер испытал всех трудностей фронтовой жизни, несколько раз был ранен. В 1918 году М. Кулиш возвращается в Алешки.

Впоследствии он формирует Днепровский крестьянский полк, его назначают начальником штаба. М. Кулиш стал прототипом образа комиссара Д. Чабана из романа Ю. Яновского "Всадники".

После окончания гражданской войны М. Кулиш возвращается в Алешки. В 1921-1922 годах он редактирует газету, заведующий уездным отделом народного образования, что дало ему возможность часто ездить по селам, изучать жизнь крестьян. В 1922 году Кулиш перебирается в Одессу, где возглавляет губернский отдел народного образования. Вообще, педагогическому делу будущий писатель уделял много внимания. С его инициативе и при его участии был открыт ряд школ, детских садов и детдомов.

М. Кулиш создал первый на то время украинский букварь, который назвал "Первичкой", а также хрестоматию для начальной школы. Появление этих учебников имела важное значение для развития народного образования. Тогда же появляются и рассказы М. Кулиша для детей. Однако как писатель он нашел себя не в прозе, в драматургии, хотя это было неожиданностью и для него самого: он, вчера еще никому не известный начинающий писатель, однажды утром проснулся знаменитым драматургом.

"Никогда не имел в виду, что выступлю на литературную сферу с пьесой. Коротенькое рассказ, новелла должна быть по перваку. А случилось так, что пьеса вылупилась", - удивлялся он сам.

Свежие впечатление от бесчисленных поездок по хуторам и селам юга Украины - и тогда, когда работал в уездной наросвіті в 1921 - 1922 годах на Херсонщине, и когда с в 1923 году, уже в Одессе, заведовал губернским отделом социального воспитания, - те первые ростки свободного и новой жизни, за которое он воевал, которое утверждал своим трудом на ниве народного образования и культуры, а слишком страшные картины голода, организованного большевиками в Украине, наложились на предыдущий жизненный опыт, вирізьбились в удивительно живые, рельефные картины пьесы из "современного жизнь", с жгучей современности.

Успех первой пьесы послужил причиной того, что в 1925 Г. Кулиш был отозван в Харькова, где он с головой окунулся в бурную литературную жизнь, занимался творчеством уже как профессиональный литератор. Он стал членом, а позже и возглавил литературное группировки ВАПЛИТЕ, редактировал журнал под таким же названием, а также журналы "Пролітфронт", "Литературная ярмарка". Кулиш тесно сотрудничает с М. Волновым, вместе с талантливым режиссером-новатором Лесем Курбасом закладывают основы нового украинского театра.

На тот время в Украине действовало более 70 профессиональных театров, немало любительских трупп. Развитие сценического искусства тормозила отсутствие нового национального репертуара. В начале 20-х годов относились отдельные пьесы Я. Мамонтова, М. Ирчана, несколько позднее появились произведения И. Кочерги, И. Микитенко, И. Днепровского. Пьесы М. Кулиша отличались остротой проблематики, актуальностью, эмоциональной напряженностью.

Вскоре после драмы "97" появляется пьеса "Коммуна в степях" (1924), в которой изображен поиски крестьянской беднотой новых путей в жизни.

В 20-х годах актуальной стала тема перерождения коммунистов, занятых обустройством личного благосостояния, а также тема мещанства, которое пыталось выгодно устроиться в новом обществе, проникало до руководящих, в том числе и партийных органов. Предметом сатирического изображения становились попытки некоторых революционеров построить социализм сейчас же, немедленно, командным методом. Зря, что этот социализм напоминал казарму с холодным цементным полом. К подобных тем обращались украинские и российские писатели: М. Волновой - "Иван Иванович", А. Платонов - "Котлован", "Чевенгур", Г. Булгаков - "Собачье сердце". Наряду с этими произведениями стоит ряд остросюжетных пьес М. Кулиша - "Так погиб Гусь" (1925), "Хулий Хурина" (1926), "Зона" (1926), "Народный Малахий" (1927), "Мина Мазайло" (1929).

В названных пьесах наиболее полно раскрылся драматургический талант Кулиша: мастерское освоение разнообразных жанровых форм, новаторский подход к воспроизведению пороков общества в форме сатирической комедии.

В 1933 году пьесе "Прощай, село" М. Кулиш завершает создание своеобразной трилогии о жизни украинского села 20-х - начале 30-х годов. До трагических страниц гражданской войны драматург обращается в лиро-эпической драме "Патетическая соната" (1929), а в пьесе "Вечный бунт" (1932) рассказывает о сложных годы первых пятилеток и начало "перевод села на социалистические рельсы". В этой драме явственно ощущается тревога как героев, так и автора за ложь определенного партией и правительством пути к "светлого будущего". В пьесе "Маклена Граса" (1933) Кулиш обратился к жизни буржуазной Польши и раскрыл трагическую судьбу девочки-подростка, которую обстоятельства сделали убийцей.

Художественно совершенные, гостроконфліктні произведения М. Кулиша завоевали признание их автору не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Они переводились на русский, английском, немецком языках, ставились на сценах театров многих городов Европы.

Но высокая оценка творчества драматурга делала его для тоталитарной системы опасным, ведь он понимал построение социализма как осуществление мечты о справедливое общество, в котором личность раскрывается в лучших своих качествах. В начале 30-х годов началась травля М. Волнового, к друзьям которому принадлежал и чьи взгляды разделял и М. Кулиш. Уже преследовалась украинская культура и язык, культ личности Сталина набирал силы, запрещались к постановке пьесы писателя. Поэтому не удивительно, что 7 декабря 1934 года Николай Кулиш во время похорон своего друга И. Днепровского был арестован. Его приговорили к 10 лет Соловецких лагерей.

Последняя известие о М. Кулиша датировано 15 июня 1937 года (письмо к жене). Впоследствии вестей от него не было. Вероятно, драматурга был расстрелян 3 ноября 1937 года вместе с группой деятелей украинской культуры на печально известной Секирные горе (по другим свидетельствам, тогда же сброшено под лед Белого моря).

4 ноября 1956 года Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала М. Кулиша посмертно "за отсутствием состава преступления".

V. Итог урока.

Зачитаем слова Леся Танюка и предложим ученикам объяснить, как они понимают представленную цитату:

"Талант брал в Кулишу в гору - он единственный диктовал ему путь к вечности, хотя то был путь через Голгофу - путь, на котором давно уже лежали его пораженные и растерянные голубые и красные мечты". Вот почему, осваивая творчество Николая Кулиша, должны познать в ней все: от плоских агиток на злобу дня до его драматургических шедевров, от удушающего публицистики суток ВАПЛИТЕ к самым интимным писем, адресованных друзьям и родным, от смеха к плачу, от любви к ненависти. Нам нечего стыдиться в Кулишу - во всех проявлениях своего "Я" он был одинаково искренен..."

VI. Домашнее задание.

Подготовить рассказы о жизненный и творческий путь, составить хронологическую таблицу, прочитать пьеса "Мина Мазайло".