Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 13

 

Тема. Незабываемые страницы роману Ю. Яновского "Всадники". Новеллы "Двойной круг" и "Шаланда в море".

Цель: проанализировать новеллы, показать учащимся, что в данном произведении проявилась редкая мастерство писателя средствами романтического восприятия действительности воссоздать сложность гражданской войны в Украине; воспитывать у старшеклассников чувство уважения к родных, своего рода, своей нации.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: роман в новеллах "Всадники".

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы для учащихся.

1. Расскажите о жизненный и творческий путь писателя.

2. Раскройте трагедию Ю. Яновского как творческой личности.

3. Кто еще из художников, кроме Ю. Яновского, является представителем романтического течения в украинской литературе XX века? (М. Волновой.)

III.уведомления темы и цели урока.

IV.Сприймання и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Первая половина 30-х годов - время тяжелых потерь для украинской литературы: начались массовые репрессии против интеллигенции, происходили трагические изломы в творческой судьбе писателей. В Ю. Яновского тоже, к сожалению, произошло определенное "выравнивание" внутренних художественных сверхзадач. Роман в новеллах "Всадники" он писал медленно, с перерывами для работы над драматическими произведениями, очерками, а то и вынужденно смолкая под ударами партийной критики. "Всадники" были написаны после безжалостного разгрома романа "Четыре сабли". Обратившись в "Всадниках" снова к событиям гражданской войны, писатель воспроизвел прежде всего то, что мало преподносить социалистическую идею. Во "Всадниках" было воплощено все показы официальной критики - роман должен был стать еще одним триумфальным произведением о победе социалистической революции и героизм ее создателей.

"Окончательно сойти с дистанции "Всадникам" не дал только могучий талант писателя, его умение воодушевить отдельные эпизоды произведения ("Шаланда в море", "Детство", "Письмо в вечность") таким общечеловеческим содержанием, над которым не собственный никакой классовый прессинг", - считает М. Наєнко, исследователь творчества Ю. Яновского.

Учитель подчеркивает ученикам, что роман "Всадники" увидел свет в 1935 году. По жанру это - роман в новеллах, который состоит из 8 новелл: каждая из них является отдельным произведением.

Единственное, что объединяет все новеллы, - общая тема: романтика гражданской войны в Украине.

Школьная программа предлагает для изучения две новеллы из этого произведения: "Двойное круг" и "Шаланда в море", поэтому остановимся на них подробнее.

Новелла "Шаланда в море" рассказывает нам о детстве братьев Половцев, жизнь их родителей. Ненависть и братоубийство, показано в новелле "Двойное круг", имеет свои истоки - они в детстве. Несмотря на то, что отец часто повторял народную мудрость "Тому роду нет переводу, в котором братья радуют согласие", он не прилагал особых усилий к воспитанию пяти сыновей. В отличие от него, "Половчиха держала дом в железном кулаке, мать стояла во главе семьи стояла, как скала в шторме". В семье не было согласия, каждый из братьев был сам за себя, они с детства конфликтовали. В новелле есть символический образ Украины - образ родного дома. Братья Половцы не вырастали строителями, а руйнаторами родительского дома: "Ребята вырастали круг моря, тесно стало в доме от их могучих плеч". Эта новелла побуждает читателей к размышлению: если нет согласия в семье, то будет сильной и единой государство?

В новелле "Двойной круг" раскрыта трагедию семьи Половцев на путях гражданской войны. М. Наєнко отмечает: "Символическими, в частности, воспринимаются братья Половцы из новеллы "Двойной круг", которые оказались с разных сторон политических баррикад и своими действиями вызывают освящен большевизмом распад рода человеческого; символическое свет излучают родители Половцев в "Шаланді в море", усилия которых направлены на сохранение рода."

В кровавом поединке сошлись четверо братьев Половцев: белогвардеец Андрей, петлюровец Оверко, махновец Панас, а побеждает старший Иван - командир красного отряда: "... род распадается, а класс стоит, и весь мир за нас, и Карл Маркс". Так отвечает своему брату Иван.

В степи под Компоновкой одного дня сошлись разные отряды под командованием родных братьев. Автор достигает высокого психологического напряжения, изображая не ход баталий, а словесную дуэль между братьями. В то же время родители думают о того сына, который вот-вот расстаться с жизнью. Природа в новеллах играет важную роль, ведь она меняется до и после каждого преступления. Это побуждает читателей задуматься над тем, что братоубийство и кровопролитие - страшный грех, а силы природы условно наказывают этих нелюдей за то, что отбирают друг у друга самое дорогое - жизнь.

Махновский отряд Панаса бьется с петлюровцами, которых возглавляет брат Оверко. Панаса шар "выбила Оверкові мозг на колесо, молния расколола облако, следом ударил гром" - таких символических картин в произведении много. Обращаем внимание и на символические детали, например - дождь. "По лицу Половца бежали дождевые капли, со стороны казалось, что он слезно плачет возле готовой могилы. У всего отряда текли дождевые слезы, это была страшная вещь, чтобы так горько плакал целый военный отряд, а дождь не утихал". И как будто не будет конца краю дождя, потому "железная жестокость" царила над людьми. Знаем, что дождь в славянской мифологии - символ очищения от всякой нечисти. Чиж вымоет дождь эту грешную землю? Автор считает, что братоубийство и кровопролитие недопустимы в решении конфликтов. Откровенно и вслух Ю. Яновский уже не мог высказывать своих мыслей и чувств, поэтому дождь на лице Панаса - это немой упрек самого автора. В своем дневнике Ю. Яновский писал: "...И думал я не только то, что написал в книгах", - эти слова, прежде всего, касаются "Всадников".

В романе встречается большое количество "хвалебных од" в адрес коммунистической партии, Ленина и Сталина. Объясняем учащимся, что это - дань времени. Художественный уровень всего произведения чрезвычайно высок. Во "Всадниках" заметное сочетание признаков народной думы, героической поэмы, новелістичного романа. Чем характерна поэтика народных дум? В ней, прежде всего, сочетается эпическое повествование с романтической приподнятостью и глубоким лиризмом: "В девятнадцатый год - год поражений и побед, кровавый, критический по силе, несокрушимый по воле, ярый и нежный, краеугольный и узловой, бессонный девятнадцатый год!"

Как видим, часто текст романа прерывается настоящими стихами в прозе, в ткань произведения вплетены слова молитвы, народные афоризмы, заговоры, строки из песен, легенды и предания. Язык произведения емоційнонапружена, ритмизирована. Автор "Всадников" проявил себя блестящим мастером кинематографического монтажа "кадров" Двойного круга" и других новелл. Ю. Яновский всегда был оригинальным в своем творчестве. Прозаик по жанру, поэт - душой, свое самое сокровенное кредо вдохновенного художника он выразил устами коваля Максима: "Люблю я красивую и ажурную работу, мне хочется быть мастером на весь мир, и чтобы жизнь вокруг было красивое и солнечное".

V.Итоги урока.

Слово учителя.

Роман в новеллах "Всадники" воспринимается как произведение, полное образной символики. Символично уже само название произведения, символические и образы безымянного почтальоны, сыновей и родителей Половцев, командира полка Чубенко и Шведа. Поэтическим символом труда, мирного созидания появляется "железная роза", которая концентрированно выражает идейное содержание романа. Герои "Всадников" вздымаются над жестокой эпохой и, высоко держа железную розу рыцарей революции, летят в неизвестность, такую заманчивую и желанную для них. О. Гончар писал: "В "Всадниках" создавалась новая образность, новая красками, ритмикой, мелодикой".

VI.Домашнее задание.

Прочитать новеллы "Шаланда в море" и "Двойной круг". Обратить особое внимание на словесную дуэль между братьями Андреем и Оверком. Охарактеризовать образы братьев Половцев. Использована литература:

1. Бабишкін О. Юрий Яновский.- К., 1957.

2. Панченко В. "И думал я не только то, что написал в книжках"// Дивослово.- 1994.- №4.

3. Семенчук И. Юрий Яновский. - К., 1990.