Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Народность - одна из основных примет литературы. Проблема заключается в разном толковании Н.л. и в корректном применении этого принципа художественной литературы*как критерия оценки художественных произведений. Еще И. Франко 1878 обращал внимание на то, что И. Нечуй-Левицкий не разграничил понятия "реальность, народность, национальность", а позже указывал народницькій критике на чистый утилитаризм в подходе к художественной литературе. На рубеже XIX-XX в. расхождение между эстетической и народнической критикой оформилась на концептуальной основе. Наиболее отчетливо это сформулировал С. Ефремов в "Истории украинской литературы": "Принимая писательство за проявление жизни нашего народа, за указатель общественного движения среди его, все громче одгук интересов широких масс населения, я попробую дать исторический обзор украинского писательства, как освободительного в широком понимании движения, что всеми сторонами охватывает жизнь украинского народа и показывает ему раз-в-раз тропы к лучшей будущини. Одкидаючи узкий эстетический принцип и широкий с точки зрения библиографическо-систематический, зато ведущей мыслью своих очерков кладу принцип общественного служения литературы народу, тем широким массам трудящегося люда, что в конце концов дают жизнь, подпора и пищу всем мероприятиям рук человеческих, а среди их и писательству". Н.л., сведена к тематически-проблемной основы произведения,его доступности для широких масс, к идейной направленности творчества художника, как показал опыт XX в., оставляла без внимания стилевое разнообразие писателей, эстетическое равноправие литературно-художественных направлений, художественное экспериментаторство художников слова. В. Петров (1946) показал, как критерий Н-л. итоге привел к методологической сходства народнической критики С. Ефремова и марксистского литературоведения. Ю. Шевелев по этому поводу справедливо напомнил, что термины "народ", "народность" оказались деформированными в XX в. "Опасность была заложена, во-первых, в двусмысленности или тризначності самого слова "народ", которое порой означает нацию, а порой простонародье, а порой населения, и позволяет каждому демагогові незаметно переслизати с одного значения к другому. Сначала объявлялось некое литературное явление антинародным, ибо его не понимал простой народ, а дальше получалось, что против этого явления надо мобилизовывать-органы безопасности, ведь оно антинародное, следовательно, угрожает нации" (ю. шевелев. Критика поэтическим словом//Миры Тараса Шевченко. - Нью-Йорк, 1991.). Н.л., тлумачена как выражение в художественной литературе мироощущений и ценностных ориентаций народа в доступной ему форме, приводит к классовому разделению единого литературного процесса (если "народ" означает "трудящиеся слои") без учета эстетического разнообразия художественных произведений или совпадает с национальным своеобразием литературы (если понятие "народ" тождественно понятию "нация"). Н.л. - категория прежде всего социологическая, етнопсихологічна, а не эстетическая. Поэтому оперировать ею необходимо корректно, осознавая ее эвристические возможности и недостатки (см.: Классовость литературы, Национальная специфика литературы).