Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Классовость литературы - в социологическом литературоведении - одна из псевдоестетичних категорий, которая утилітаризує понятие идейности литературы, подчеркивая зависимость художественных явлений от классовых интересов основных слоев общества, в частности господствующего класса. К.л. проявляется в том, что, во-первых, литература словно отражает сословное расслоение общества и классовую борьбу там и тогда, где и когда она возникает; во-вторых, писатель, мол, даже невольно выражает свое отношение к классовых взаимоотношений и свою симпатию к одному из классов; в-третьих, произведения художественной литературы используются классами (партиями) в идеологической борьбе. Абсолютизирована теория классовой борьбы как "движущего источника" общественного развития, перенесена в литературоведение, нанесла ему непоправимый ущерб в 20-30-е XX в. Вульгарные социологи сначала отождествляли К.л. с социальным происхождением писателя, поэтому отвергали классику, критиковали "попутчиков" за их "буржуазное сознание"; не признавая разницы между реальным автором, образом автора, рассказчиком и персонажами, преследовали писателей за идеологические извращения, если находили в произведении любые высказывания, которые не соответствовали идеологии коммунизма. Просматривая "вульгарный социологизм", но последовательно придерживаясь принципов "классового подхода к анализу общественных явлений", советское литературоведение, начиная с 60-х, и дальше держалось диалектике классового, национального и общечеловеческого в художественной литературе и стремилось в такой способ осмыслить специфику искусства слова, избегать крайностей соціологізаторства, однако и это не давало возможности объективно изучать всю сложность историко-литературного процесса, надлежащим образом чувствовать творческие искания, экспериментаторство многих художников. Вне поля зрения литературоведения оставались проблемы поэтики, новые методы исследования искусства слова и т.д. или разрабатывались неполно, упрощенно, в соответствии с принципами классовой пропаганды, идеологической борьбы. И все же в лучших Работах о К.л. удавалось обосновывать и национальное своеобразие, и общечеловеческий пафос литературы, разоблачая несостоятельность конъюнктурных писаний на тему классовой ненависти, поддерживая тех писателей, которые пробовали хотя бы эзоповым языком показывать вырождения большевизма ("Собор" и "Твоя заря" О.Гончара, "Катастрофа" и "Спектакль" В.Дрозда, "Львиное сердце" и "Южный комфорт" п. загребельного, повести Вал.Шевчука и др.).