Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Метажанри (греч. meta - через, после; фр. genre - род, вид) - типы содержательно-формальных единств художественных произведений, которые співмасштабні всей истории культуры. Выделяются три Г.: философский, феноменологический и типологический как разновидности моделирования действительности за основными жанровыми носителями. Философский М. - это произведения, в которых ощутима художественная установка на познание сущностных проблем бытия, обобщенность времени и пространства, преобладание обобщенных образов. В феноменологическом М. предмет художественного изображения - явление как таковое, описанное в единстве различных его сторон. Развитию феноменологического М. способствовала заинтересованность личностью как художественным феноменом. Это также было обусловлено усиленной ролью авторского начала в литературе XIX-XX вв. Медитативность и внушаемость - две стороны этой модели, два способа постижения и выявления глубинных пластов человеческой души - ментального и интуитивного. Все, что связано с анализом, логической рефлексией, относится к области медитации. Все, что освещено интуицией, дается как пульсация самого чувства, а содержательное значение слов становится второстепенным и обусловливает возникновение суггестии (см.: Суггестивная лирика, Медитация). Возникновение самого термина "феноменологический метажанр" прямого отношения к феноменологической школы в литературоведении не имеет. Типологический М. - группа произведений, предметом изображения в которых выступает особенное. Оно характеризует явление в его причастности к определенной общности (моральной, социальной, идеологической и т.д.) и в сопоставлении с общностью другой. В таком качестве предмет познания выступает в публицистических и лирических произведениях (см.: Публицистическая лирика, Сатирическая лирика).