Медитация (лат. meditatio - размышление) - жанр лирической поэзии, в котором автор размышляет над проблемами онтологического, экзистенциального и т.п. сорта, в основном склоняясь к философским обобщениям. М. - разновидность феноменологического метажанру. Ей наиболее свойственна такая форма выявления авторского сознания, как суб'єктивований лирический герой. Основные оппозиции медитативной лирики - "человек и общество", "человек - человек", "человек - личность", коллизии морального характера. Она часто выступает как "контекст судьбы поэта". Для полного понимания этой лирики (как, кстати, и философской) важен контекст творчества поэта, его книги, сборника или отдельного цикла. В отличие от философской лирики, целевой установкой которой является познание истины как таковой (в масштабах вселенной), художественной установкой М. предстает анализ души, внутреннего мира человека в соотносительности с окружающей средой. Отсюда в медитативных стихах - интонации-размышления. Вообще поэты в медитативной лирике больше направлены вглубь (інтравертивні), внутрь осмысливаемого явления, чем наружу. Они воспринимают время как категорию духовную, историю души, нередко время будто растворяется в душе поэта, становится неощутимым:
Пусть горит огонь. Пусть горит.
Пусть подождет время, чтобы в безчассі
я второй раз мог предстать... (в. Стус).
М. наблюдалась в лирике Лазаря Барановича, Г.сковороды, особенно у поэтов-романтиков т. Шевченко, п. кулиша, и. Франко, Леси Украинки, символистов начала XX вв. П.тычины, > М. Рыльского, Н. Зерова, Є.Плужника, В.Свідзинського, Б.-І.Антонича, Л.Талалая и многих других. В сюжетном аспекте М. - это поток сознания, который направляется стремлением разобраться в себе, в людях, в каком-то жизненном явлении (в. Стус "Палимпсесты"). Может проявляться в собственно М., в форме своеобразных психологических этюдов с вместительной концовкой (Л.Первомайський), нередко представляет элегические размышления или своеобразные пейзажные зарисовки, образующих параллель с внутренней жизнью человека и др.
|
|