Суггестивная лирика (лат. suggestio - намек, внушение) - жанровая группа лирических произведений, которая опирается не столько на логически оформленные связи, сколько на ассоциации и интонационные оттенки, обращена к эмоциональной сфере читателя и в этом смысле противоположна медитативной лирике, рационалистической в своей основе. Суггестивная и медитативная лирика принадлежат к одному метажанру, феноменологического, и рассматриваются как два его полюса или разновидности. Предметом изображения в С.л., как и в медитативной, является духовная сфера, внутренние конфликты мораль-но-психологического характера. Отличия сосредоточены на целевой установке произведения и образном ладовые, которые направлены на постижения душевных состояний, неуловимых для рациональных языковых структур. Здесь главную роль играют многоканальные ассоциативные связи, яркая, сочная метафоризация, синтез художественных явлений в пределах полісемантичного лирического сюжета, активизация ритмомелодики. В С.л. значительную роль играют мелодия стиха, ритм, интонационный рисунок. Именно через них поэту удается очаровать читателя движением чувств. Такая поэзия ближайшая к музыке, потому что ее средства выразительности выходят на первый план, а семантика слов становится второстепенной. Чаще суггестивные стихи появляются в творчестве поэтов с інтроспек-тивным мышлением (В.Сосюра, В.Свідзинський, В.Кордун), но встречаются и в других (Б.Пастернак, "Зимняя ночь"; Лина Костенко, "Осенний день, осенний день, осенний...").
|
|