Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Живопись (живопись) и литература. Проблема сравнительного анализа Ж. и л. с целью подчеркивание специфики каждого из этих видов искусства, исследования взаимовлияния имеет длительную историю, начиная с античности, особенно активно разрабатывалась в эпохи Ренессанса и Просвещения. Известный афоризм "поэзия - слепая живопись, живопись - немая поэзия" делал акцент на сходстве Ж.и л. в воспроизведении конкретно-чувственного, пластического богатства мира. Такая позиция приводила к . чрезмерной описательности в художественной литературе, против чего выступал Г.-Е.Лессінг в трактате "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии" (1766). Он резко разграничил сферы действительности, которые преимущественно и наиболее адекватно воспроизводятся обоими видами искусства: пространство - сфера действия живописи, время - сфера деяния литературы. Франко в трактате "Из секретов поэтического творчества" (1898) исходил из того, что, и живопись, и литература могут описывать пространственно-временные измерения действительности, но материал живописи (краски, линии) и материал литературы (речь с ее лексико-синтаксическими и фонетико-фонемными особенностями) и способ восприятия произведений живописи (визуальный контакт) и литературе (чтение текста, которое активизирует воображение) обусловливают специфику и преимущество каждого из них. "Маляр дает нам впечатление цветов, поэт вызывает только воспоминания цветов, художник апеллирует непосредственно к змислу (то есть до органа чувств - зрения. - Авт.), поэт к воображению", - в этом И.франко видел первую различие между Ж. и л. Второе отличие связано с ассоциативностью мышления, которая отражается в языке, с помощью чего писатель проникает в глубины духовного мира человека, в сферу интеллектуально-эмоциональной жизни. Итак, "живописание" словом, которое обладает полісемією и ритмомелодикою, благозвучием, имеет свои пределы и возможности (см.: Портрет, Пейзаж, Интерьер) в эпосе и драматургии и лирике. Отсюда вытекает проблема иллюстрирования художественных текстов вообще, специфики иллюстрации в эпохе, в лирической поэзии в частности, а также дидактическая проблема степени использования наглядности в процессе изучения художественной литературы.