Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Портрет в литературе (фр. portrait - изображение лица человека на фотографии или на холсте) - одно из средств характеротворення, типизации и индивидуализации персонажей. Имея за основной предмет художественного изображения взаимодействие человека с окружающей средой, писатели описывают изменения внешнего вида персонажей в конкретных ситуациях, во взаимоотношениях между ними. Пристальное внимание к П. персонажей основывается на общей закономерности, согласно которой внутренние психические состояния людей отражаются в мимике (выразительные движения мышц лица), пантоміміці (выразительные движения всего тела), в динамике речи (интонация, темпоритм, тембр), дыхании и т.п., что помогает в процессе общения глубже понимать внутренний мир друг друга. Кроме того, одежда человека часто свидетельствует о ее эстетические вкусы, черты характера, имущественное положение, род занятий. Поэтому писатели фиксируют как внешний вид персонажей, так и их внутреннее состояние, пытаются истолковывать соответствие или расхождение между их т.н. внешним и внутренним портретами. Поэтому П. является средством психологического анализа. П. персонажей бывают подробными, развернутыми или фрагментарными, неполными; могут подаваться сразу в экспозиции или при первом вводе персонажа в сюжет или постепенно, с развертыванием сюжета с помощью выразительных деталей (см.: Художественная деталь). Все это зависит от традиций, особенностей литературного направления, норм соответствующего жанра, индивидуального стиля художника. Если древний летописец в эпоху монументального стиля наделял киево-русских князей лучшими приметами; рисуя их иконными красавцами, не задумываясь над тем, какими они были в действительности, то писатель-полемист изображал немилих ему персон весьма непривлекательными существами. Так же контрастно изображали своих персонажей классицисты. Героїзували людей романтики. Углублялись во внутренний мир переживаний своих фигур сентименталісти. Подробные описательные П. подавали реалисты. Мастерство психологического П., который восставал из ярких деталей, пришла с творчеством М. Коцюбинского, Ольги Кобылянской, В. Стефаника. Но всегда П. был ярким отражением точки зрения того, чьими глазами он творился, в зависимости от того, что знал повествователь (рассказчик) о портретируемого, как относился к нему, в какой ситуации его воспринимал. Художественная целостность замысла писателя словно пронизывала и со всех сторон висвічувала портрет персонажа. Например, в ранней повести И. Нечуя-Левицкого "Две московки" в экспозиции произведения подаются П. матери солдата и сына, вернувшегося из москалів. их П. неотделимы друг от друга, от ситуации длительного ожидания и неожиданной встречи, от авторского эпического "всезнайства". Вот мать: "Хомиха сидела на пороге, поглядывала на большак и наблюдала над работой. Она шила сыну рубашку. Знать, не очень замечали старые глаза, потому Хомиха нагнулась над самое полотно. ее руки тряслись; старенький платок сбился на темя; из-под очипка одвисло прядь седой косы, а старая все наблюдала над воротником, вилічувала нитки и вышивала цветными нитками. Как же не следить матери, когда она шила рубашку для сына своего Василия, которого выглядела что божий день, которого она не видела уже пять лет..." А вот Василий: "А тем временем в одном окне, потом в другом заманячив красный воротник. Двері скрипнула, одчинилась хата, и перед Хомихою, как из-под земли вырос ее сын Василий. Вечернее солнце сверкнуло на его в окно. Высокий и тонкий стоял перед ней сын: черные кудри, лицо, одежда - все покрылось пылью". Это - своеобразные портреты-силуэты. Глубже мотивированы портреты-характеристики, в основе которых все же лежат визуальные впечатления, имеем в аналитико-реалистической и лирико-романтической прозе. К Примеру, В. Гончар в "Соборе" представляет читателям юношу: "Спит студент, долговязый смаглявець с черными бровями, улыбка блуждает на вишнево-пришерхлих губах. Снится, может, ему какая-то из тех, что на спартакиадах с лентами и обручами выгибаются, - он и сам готовится к спартакиады. Или, может, во сне видит город без сажи, без хмаровища рыжих заводских дымов..." Писатель через портретные детали, через их динамику передает сущность человека, его внутренний мир, а читатель, воспринимая их, усваивает письменникову видение человека и концепцию личности - так происходит эстетически-духовная коммуникация. П. наряду с интерьерами, пейзажами, монологами, диалогами и авторским рассказом составляет художественный мир произведения.