Пейзаж (фр. paysage от pays - страна, местность) - один из композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, любого незамкнутого пространства внешнего мира. Существуют статические П. (спокойное, уравновешенное изображение природы), динамические (во время бурления стихийных сил). П. по тематике делятся на: степной, лесной, маринистический (описание моря), урбанистический (описание города), индустриальный (описание заводов, домн, шахт). Эстетические функции П. в тексте зависят от эпохи, в которую написано произведение, от его стиля и жанра. Природа в фольклорных произведениях антропоморфічна, в древнем эпосе - мифологическая, картины природы изображены в античных епопеях, ранних греческих романах, в средневековых житиях. В свое время Гораций говорил, что только плохой поэт описывает рощи, ручьи, жертвенники, бурный поток, радугу вне связи с человеком. Создавая пейзажи, художник соотносит их с человеческими интересами, настроениями, размышлениями, переживаниями. На ранних стадиях литературного развития природа часто персоніфікувалася, воспринималась как живое Существо. Еще в античной литературе она стала змальовуватись как фон действия (Гомер - "Илиада", "Одиссея", Лонг "Дафнис и Хлоя", идиллии Теокріта). Постепенно она приобретает самостоятельного эстетического значения. В зависимости от направления, к которому принадлежит произведение, П. бывают классицистические, сентиментальные, романтические, реалистические, импрессионистические и др. Художественные функции П. разнообразны: нередко приобретает содержательности, от отчетливо субъективной (в импрессионизме) к описательной (в реализме) и символической (в символизме). П. приобретают и психологического значения, становятся средством художественного изображения внутреннего мира человека. Это открытие сделали писатели-сентименталісти (Ж.-Ж. Руссо, С. Ричардсон, Л. Стерн). У романтиков (Дж. Байрон, А. Мицкевич, Т. Шевченко, В. Гюго) природа - своеобразное зеркало, отражающее душу художника, лирического героя. Часто ее становится формой выражения свободолюбивых стремлений. П. у них динамичный и бурный, созвучный и контрастный с изображаемыми событиями, чувствами ("Причинная" Т. Шевченко). Все эстетические системы объединяет принцип психологического параллелизма, который строится на контрастном сопоставлении или гармоничном единстве внутреннего мира человека с природой. В некоторых произведениях П. перерастает функцию просто предметной изобразительности. Будучи своеобразным способом видения мира, выполняет содержательную роль (М. Коцюбинский, Б.-И. Антоныч), становится лирическим, воспроизводя смену настроений героя (Есть. Гуцало, Гр. Тютюнник). Пейзажные описания иногда выполняют функцию пролога ("Кармелюк" Марка Вовчка, "Иван" А. Довженко), расширяют и дополняют экспозицию ("Красное и черное" Стендаля, "Хлеб и соль" Г. Стельмаха), указывая на место и время действия, способствуют возникновению завязки ("Таинственный остров" Ж. Верна), есть ретардацией ("Морозенко" Панаса Мирного, "Дорогой ценой" М. Коцюбинского), обусловливают поворот действия произведения или особо заостряют ее ("Дэвид Копперфилд" Ч. Диккенса), а порой выполняют роль развязки, эпилога ("Дворянское гнездо", "Отцы и дети" И. Тургенева). П. в значительной мере помогают раскрыть идейное содержание произведения. В современном литературоведении крупные единицы художественного пространства, описания местности называют топосами (греч. topos - место, местность): топос Вербовки в "Николаю Джерри" И. Нечуя-Левицкого или дороги в "Твоей звезды" О. Гончара. Меньшие подразделения топосов называют локусами (латин, locus - место): локус кладбища ("Приключения Тома Сойера" М. Твена), локус собора в одноименном романе А. Гончара.
|
|