Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ

Земля и человек в повести А. Кобылянской «Земля»

Вопрос о собственности и собственника решали много веков. Как зависят друг от друга, которые співвідносини у этих категорий, что такое частная собственность - рабство и проклятие или свобода? В повести А. Кобылянской «Земля» вопросы собственности и ее влияния на судьбу и характер человека, на співвідносини между чужими и кровными поставлено в специфическом освещении. Украина - традиционно крестьянская страна, она имеет замечательную, удивительно плодородную землю. И много времени именно собственность на землю решала здесь судьбу конкретного человека.

Герои повести поставлены в напряженные, взрывчатые взаимоотношения. Сюжет развивается сначала довольно обычно. Два сына родителей-крестьян имеют разный характер. Старший, Михаил, любимец в семье, и справедливо: он трудолюбивый, спокойный, умный хозяин. Младший неспособен к труду, какой цыганской нрава, ему лучше в охоте и в мелких кражах проявлять себя. Здесь легко рассмотреть библейскую аналогию. Авель и Каин, брат-земледелец и брат-охотник. И как только читатель это понял, становится тревожно. Мы помним, чем кончилась древняя история.

Но в повести появляется еще одна, пожалуй, самое важное действующее лицо. Это земля, в крестьянском понимании - надел, что кормит семью. Кто будет хозяином, кому она будет принадлежать - вот что важно. Земля - кормилица, но она деспотка. Она не дает свободы любви старшего сына. Родители выглядят ему женщину с землей, ненавидят и проклинают служанку - обранку своего сына, даже внуков не признают.

Младший, Савва, ненавидит землю, любится с разбитной девицей Рахірою. Но как только он на время становится хозяином, когда старшего брата берут в армию, демон охватывает его. Он стремится владеть землей. И вот младший брат убивает старшего.

Трагедия перевернула мир героев. Родители знают, кто убийца, но молчат, потому что у них остался единственный сын. Но понимают, что произошло такое бедствие, корни которого лежат где-то вне их опытом. Понемногу отец доходит мнения, что земля стала их собственником. Над могилой Михаила отец говорит: «Не для тебя, сынок, была она, а ты для нее. Она тебя и забрала». Хотя только Михаил не был зависимым от земли: не отрекаясь от любви, готов был оставить землю семье, «чтобы радоваться ею», пойти с Анной в города - «не пропадем!» И не суждено ему выбраться.

Савва быстро забыл о преступлении. Женился Рахірою, потерял малейшие капли какого-то внутреннего мира. Но и счастья не нашел.

Мать, Марийка, не заметила, как любовь к сыну, желание освободить его от наказания за преступление изменились лютой ненавистью.

А отец сделал то, что раньше было для него невозможно: отписал лучший лан ребенку Анны, любимого Михаила. За жизнь сына Ивоника и слышать не хотел о бедную служанку. Но трагедия заставила его осмыслить и переосмыслить отношения между землей и человеком. Этот шаг знаменует то, что Ивоника мог стать не рабом собственности, а хозяином своей судьбы.

А что же земля? Ни разу писательница не дала основания считать ее каким-то хищником, кровопийцей. Она кормит одинаково и правых, и виноватых. Земля - это начало и конец жизни человека. А кровавые события, происходящие на ней, порожденные только злой человеческой волей, непониманием, злобой. Земля же впитает в себя кровь и снова будет рожать. А для кого - зависит только от нас.