10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Проблема человеческого бытия в повести А. Кобылянской «Земля»
Человеческое бытие... Что в нем главное? На этот вопрос нельзя ответить сразу. Человеку часто трудно правильно определить свой жизненный путь. Иногда, живя только одной целью, отдавая ее достижению все силы, отказываясь от всего другого, человек сознательно ограничивает свою жизнь, обкрадывает его. Поэтому, потеряв эту цель или поняв ее лживость в конце своей жизни, человек как будто сиротеет. Оглядывается он назад и видит только пустоту.
Что нужно для счастливого бытия крестьянину? Кажется, не так уж и много: кусок земли, хорошая семья и трудолюбивые руки. Хорошо, когда все есть, а если чего-то не хватает, то каждый пытается получить нужное. И как обидно, что иногда люди на своем пути к желаемому переступают ту черту, за которой они уже перестают быть людьми.
Самым главным стремлением крестьян всегда будет оставаться земля. Она еще в давние времена была мечтой угнетенных земледельцев. Маланка («Fata morgana») всю жизнь грезила своей землей, Иван Дидух («Каменный крест») едет за землей в Канаду, бросив родные горы, Матрена («Разве ревут волы, как ясли полные?») всю жизнь скитается в наймах, потому что не было земли. Каждому из них ежедневно нужно сжать в руке комочек земли, своей земли, чтобы почувствовать, что они живые.
В повести А. Кобилянскої «Земля» тоже осмысливается роль земли в крестьянской жизни. Она пленила все мысли героев повести. Земля заставляла людей делать то, что они никогда не сделали бы при других обстоятельствах. Так, Евдокия выдает свою дочь за нелюбимого. Женщина хорошо понимает, что в жизни ее ребенка мало будет счастье. Но в Тодорики большое хозяйство, и собственнические чувства преодолевают материнские. То же самое было и с Федорчуками: главное, чем привлекала их дочь Евдокии, как будущая невестка, было поле, которое бы дали за ней. И не удивительно, что Анна, бедная девушка-служанка, вызывает в них только гнев. Что она могла принести Михаилу, кроме большой любви?
Жизнь Івоніки Федорчука до поры до времени складывалось тихо и размеренно. «Бедный заробітник клонился перед Богом и людьми», чтобы заработать деньги, за которые можно купить надел земли. Труд, земля, воля - вот три слова, три понятия, которые тесно переплетаются и определяют самую главную сущность Івоніки. И земля набирала все большей власти над крестьянином, ово-лодівала всеми его помыслами.
Мария всю свою силу вкладывает в хозяйство, мечтает иметь больше земли, и неважно, что ее называют скупым, главное, добиться своего. Но чем больше любовь к земле, тем большим может быть разочарование в ней. Поэтому такой страшной оказалась трагедия семьи в конце произведения.
Разными были пути людей к земле. Анна сокрушалась ее отсутствием, и только любовь Михаила наполняло ее душу верой и надеждой. Рахира же над своей бедой не печалилась, она стремилась более существенных действий. Не имея никогда своего поля, она хочет его купить за любую цену. Выросши в деревне, Рахира намерена стать хозяйкой, доказать, что она не хуже других.
Для крестьянина, как вообще для каждого человека, самой родной и самой дорогой является семья. Была она и частицей бытия Івоніки. Он воспитывал себе помощь в старости и немощи - двух сыновей. Разве он думал, что судьба одной пулей отберет сразу их обоих в старого отца? Как и во многих семьях, один из детей, Михаил был любимцем. Спокойный, тихий, даже кроткий парень прирос отцу «к сердцу с детства, как грудка». И словно чувствуя это, Михаил вобрал в себя все то, что было близко его родителям: он любил землю превыше всего. В противоположность брату, Савве не нравится не только земля, но и труд, ему безразлично хозяйствования. Однако Саву грызла и мучила тревога, что он не получит от родителей никакой земли, и парень позволяет Рахірі разжечь в нем ненависть к брату. Когда над семьей черными тучами собралась гроза, когда грянул гром, то не смогла помочь Федорчукам даже обожаемая ими земля. Возможно, они и сами виноваты в том, что позволяли беде посетить своего дома. Потому что именно Ивоника с Машей не смогли воспитать обоих сыновей честными, порядочными людьми. Охвачены только мыслями о землю, Федорчуки воспитали сыновей-врагов, один из которых был способен поднять руку на мать, а впоследствии стал братоубийцей. К сожалению, поздно понял Ивоника, что земля не стоит того, что для нее делали, не стоила всех жертв. Только над гробом сына отец сказал те слова, свидетельствующие о его прозрение: «Не для тебя она была, а ты для нее». Только сейчас Ивоника понял, что земля должна служить людям, а не наоборот. Ивоника потерял веру, что он является хозяином земли. Он почувствовал ее власть над собой, почувствовал себя ее рабом. Поэтому и поддержал Анну и Петра, которые решили учить маленького сына, чтобы «вывести ребенка в люди», чтобы оторвать парня от земли.
На всем бытии крестьян в повести, как жгучий огонь, оставляет свои следы рекрутчина. Она отнимала у родителей сыновей, у девушек любимых.
Она пыталась украсть в Івоніки Михаила, нагоняла старом страшные картины смерти сына от царской шара. Но именно рекрутчина впервые заставила Івоніку задуматься над тем, действительно и черная земля является смыслом жизни человека, или, может, есть и другой способ бытия. И Михаил тоже пришел к этой мысли. Пожив в городе, увидев мира, Михаил успокаивает Анну, говоря ей, что и в городе можно жить.
Читая повесть, кажется, что сам проходишь сквозь те ужасные события, что произошли в семье Федорчуков, сам видишь ту братскую кровь, которой орошенные руки Саввы, те раны на сердцах родителей, что никогда не заживут. И об этом надо помнить. Помнить, что смысл бытия есть не только в материальных благах, но и в духовной жизни. Потому что если не будет полной гармонии между ними, тогда теряется смысл жизни.