10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Земля в судьбе человека (по повести А. Кобылянской «Земля»)
Заметный след в моей душе оставила повесть О. Кобылянской «Земля», которая написана на основе жизненных фактов. Читая это произведение, я переживала вместе с автором, переживала за судьбу героев. Писательница подняла вечную тему власти земли над человеком, к которому обращались многие украинских писателей. В этом произведении А. Кобылянская поставила ряд вопросов, но не на все можно найти ответ, потому что на них нельзя ответить однозначно.
В повести «Земля» писательница рисует жизнь честной сельской семьи Федорчуков. Ивоника и его жена Мария тяжким каторжным трудом зарабатывали деньги, чтобы купить землю. Они работали, не покладая рук, и наконец добились своего. Кровью и потом досталась им земля. Они продолжают на ней работать, и земля отдает им должное. Івоніку называют лучшим хозяином в селе. Он любит свою землю, все его мысли сосредоточены вокруг нее. Федорчуки работают, «как волы», не думая об отдыхе. Земля занимает важное место в их жизни, и они не представляют своего существования без нее.
Родители искренне надеются, что и их сыновья, Михаил и Савва, будут хорошими хозяевами и любить землю. Но их надежды относительно Саввы, меньшего сына, не оправдались. Он является полной противоположностью Михаилу, который имеет спокойную и трудолюбивой нрав. Савва не хочет идти по отцовским путем и пренебрежительно относится к труду на земле. Когда Михаил добросовестно работает на родительский земли, Савва прожигает время в Рахіри, которую любит до безумия.
Хотя писательница нас и не знакомит с этой девушкой, но мы можем сказать, что это бедствия и коварный человек, воровка. Она презирает семью своего жениха и настраивает Саву против родителей. Однако влюбленные понимают, что жить счастливо без земли невозможно. Поэтому, когда отец грозится оставить младшего сына без куска земли, в Рахіри и Саввы вызревает коварный план. Она настаивает, чтобы парень убил Михаила, потому что тогда вся земля достанется ему. Эти мысли пленяют ум Саввы, и он не может думать о другом. Перед влюбленным стоит выбор: или Рахира, или земля. И тогда Савва задает себе вопрос: «А почему бы не то и другое?» Чтобы не потерять Рахіри, он соглашается на братоубийство. Савва убивает ни в чем не повинного Михаила. Так в семье Федорчуков произошла ужасная трагедия, которая нанесла всем неописуемых страданий. Безграничная любовь Івоніки к земле превращается в страшную ненависть к ней. Ему кажется, что земля смеется с него, он ее проклинает. Отец догадывается, кто убил его единственную надежду, но не хочет потерять последнего сына, поэтому и скрывает это преступление, прощает Савве страшный грех.
Возможно, трагедия произошла благодаря характеру самого Саввы, который с детства был жестоким, убивал животных и птиц, то есть с детства привык к кровопролитию. «Его взгляд обращался туда, где жертва, его глаза мелькали в холодном, как сталь, блеска». Сердце его «твердое и нехорошо». Савва поступил жестоко по отношению к своим родителям, хотя и знал, каких страданий причинит им это горе. Ради своих интересов он решился на братоубийство. Савва как будто водила некая злая сила, что уособлювалася страшным большим лесом. Его, того леса, всегда боялся старший брат, как будто предчувствуя свою смерть. Здесь он и погиб теперь. Младший брат ради куска земли поднимает руку на близкого человека, не жалеет он и родителей. Но его существование тоже превращается в сплошную муку. Хоть родители и не разоблачают его, и их сердца навсегда окаменели, стали несостоятельными радость и любовь.
Единственной радостью старших Федорчуков была их земля. Ради нее они тяжело работали, недоедали, отказывали себе во всем даже тогда, когда уже имели состояния. В жизни Ивоника и Мария видели только одну цель - получить больше земли, заработать детям на хозяйство. Возможно, поэтому они и проглядели своего младшего сына, поэтому он вырос такой нелюдимый и злой. Теперь же жизнь этих людей полностью превратилось в пустошь. Прошлое потеряло свой смысл, потому что то, ради чего они жили, унесло их сына. Будущего они уже перед собой не видели.
Ольга Кобылянская смогла увидеть наиболее острые противоречия, вызванные крестьянским стремлением к земле, этой иногда единственной целью их жизни, между горем и счастьем, которым наполнена их существование. Подчиняя все свои действия только деле получения хоть одного лишнего кусочка желаемого поля, люди калечат свои судьбы, судьбы своих детей, выдавая их за нелюбимых, лишая родительской любви. Дети же с детства покоренные стремлением родителей, поднимают ради земли руку друг на друга.