II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 94. КОГДА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ СВОИ ТАЙНЫ. ИГОРЬ КАЛИНЕЦ «О ЧЕМ РАССКАЗАЛА НАГІДКА»
Цель: совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения; формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы из прочитанного; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Читайте выразительно! Запоминайте!
Петух петуху пел:
«Я сегодня рано встал!»
Потом вылетел на плот -
Спел на целый мир:
«Я петь так люблю,
Что никогда не молчу».
Г. Чубач
2. Работа над скороговоркой
Сорок сорок стрекочет
На осокорах -
Сто сорок сороченят
Стрекотатимуть скоро.
В. Гринько
3. Слушайте, отвечайте - так или не так?
Каждый из вас, конечно, знает,
Кто под облаками летает,
Поэтому быстренько говорите:
Кто летит, кто не летит.
Летит-летит щегол? (Да!)
Летит-летит петушок? (Да!)
Летит-летит веник? (Нет!)
Летит-летит кукла? ...
Летит-летит майка? ...
Летит-летит чайка? ...
Летит-летит гайка? ...
Летит-летит стрела? ...
Летит-летит пчела? ...
Летит-летит зал? ...
Летит-летит юрок? ...
Летит-летит грибок? ...
Летит-летит урок? ...
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Игра «В художественном музее»
Дети выходят к доске, где размещена выставка их работ, комментируют каждый свою работу.
2. Рассказы учеников о полотенце своей семьи
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Персонаж стихотворения Тамары Коломиец сокрушался по поводу своей рыжей косы?
- Игорь Калинец создал образ ноготки в сказке «О чем рассказала нагідка».
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Выразительное чтение учителем сказки (Первая часть, до слов «...осыпались золотым и багряным листом рощи и сады...) (с. 100)
- Догадались ли вы, в какую страну отправилась нагідка?
2. Словарная работа
а) Справочное бюро.
Целебный - который имеет лечебные свойства.
Ничего себе - ничего себе, неплохо, так как надо.
б) Чтение столбиков слов.
Странствия площадях
багряным целебными
бесплатно знакомый
памятник вскоре
Чтение слов «эхом» за учителем; «буксиром» в паре.
Физкультминутка
3. Чтение сказки учащимися «цепочкой»
- Где жила нагідка, и как она называлась?
- Как ей жилось в Италии?
- О чем узнала цветок?
- О чем она начала мечтать?
- Как воплотила в жизнь свою мечту?
4. Работа в группах
- Составьте продолжение сказки. Расскажите, как нагідка увидела снег, как пережила зиму.
5. Игра «Рыбки»
Самостоятельное молчаливое чтение заключительной части сказки (с. 101).
- Как прозвали Календулу на новой Родине?
- Почему ее называют Ноготки?
6. Интересно знать! (см. приложение на с. 90)
VI. ИТОГ УРОКА
Игра (Закончи предложение»
• Сегодня на уроке я учился...
• Я узнал...
• Наиболее интересным было...
• На следующем уроке хочу...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать и пересказывать сказку.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 94
Интересно знать!
Одна из легенд рассказывает, что давным-давно, еще при царе Горохе, в бедной семье родился мальчик. Назвали его Заморишем, потому что он был слабым и болезненным.
Вырос Замориш и отправился в путь ума набираться. Люди забыли о нем. Но тут пронесся слух: словно появился человек, который лечит людей заговорами, не гадалками, а лечебными напитками.
Услышала про того врача и целителя Абракадабра. Не могла перенести бабка того, что люди к Замориша потянулись, никто к ней уже не шел. Решила отравить врача, поднесла кружку вина с зельем. Ничего не подозревая, выпил вино Замориш. А как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти нагідку с левой руки под окном бабки Абракадабры. Выполнили его просьбу. Выросла на том месте золотистый цветок, который люди назвали нагідкою. И лечили цветком-нагідкою людей от многих заболеваний, а за то они всегда помнят доброго Замориша.