II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 93. ПОЛОТЕНЦА ВЫ МОИ, ПОЛОТЕНЦА. ТАМАРА КОЛОМИЕЦ «БЕЛОЕ ПОЛЕ ПОЛОТНЯНОЕ»
Цель: совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения; углублять знания учащихся о полотенце; развивать связную речь учащихся; воспитывать интерес к культурному наследию, традициям.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. «Гимнастика» чтение
1) Артикуляционное упражнение «Дмухання на горсть».
Имитируя дмухання на горячий чай, дети должны дуть на руку, произнося шепотом ф-ф-ф-ф».
2) Упражнение «Свисток».
Вдохнуть носом, на медленном выдохе воспроизвести тихий, длительный, монотонный свист. Губы не напрягать. Экономный выдох.
2. Работа над чистомовкою
Че-Че-че - летом солнышко печет.
Чу-чу-чу - всем спеку по калачу.
Чи-чи-чи - не лежи на печи.
Ча-ча-ча - у меня нет мяча.
Чи-чи-чи - у меня ключи.
Ик-ик-ик - на дворе ночь.
Ча-ча-ча - у меня добрый нрав.
Чу-чу-чу - на ракете я лечу.
Чи-чи-чи - буду кушать калачи.
3. Работа над скороговоркой
Вскочил котик,
Сел на плотик,
Моет ротик
И животик.
М. Пидгирянка
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «Кто лучше?»
Конкурс на лучшее чтение из памяти стихотворения Т. Коломиец «Нагідка».
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• Вытирают удовольствием
ноги, руки малыши.
Вытирают щечки
Павлик и Маричка. (Полотенце)
- Сегодняшний урок будет посвящен украинском рушнике.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Вступительное слово учителя
- Украинский рушник... Украшенный цветами, звездами, птицами, сколько он говорит каждому из нас!
От седой древности и до сегодня, в радости и в горе - неотъемлемая часть нашего быта - полотенце, его можно сравнить разве что с песней.
Звучит «Песня про рушник» (сл. А. Малышко, муз. П. Майбороды).
2. Проработка стихотворения Т. Коломиец «Белое поле полотняное» (с. 98)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Почему посвятила свое стихотворение Т. Коломиец?
2) Словарная работа.
а) Чтение столбиков слов «буксиром» за учителем.
Тканое пране
медленно колоски
зацветет напрямик
заряхтять полотняное
красочным василечки
покрутнеться запрыгает
б) Справочное бюро.
Заряхтять - то же, что замерехтять.
Напрямик - то же, что напрямик.
Физкультминутка
3) Игра «Пчелки».
Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения учениками, каждый в своем темпе.
4) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- Как вы понимаете выделенные выражения?
- Действительно иголка рушник сама вышивала?
- Почему у нее все так ловко получалось?
- Какие слова употребляет поэтесса, чтобы мы представили живые цветы, колоски, листики?
5) Игра «Найди рифму».
Полотняное... (пране);
ходит... (водит);
эдак... (мак);
здесь... (зацветут);
напрямик... (колоски);
медленно... (в поле);
полотняное... (станет).
3. Обработка текста про рушник (с. 99)
1) Игра «Рыбки». Самостоятельное молчаливое чтение текста учащимися.
- Чем является полотенце для нашего народа?
2) Чтение текста учащимися «цепочкой».
3) Анализ текста с элементами выборочного чтения.
- Что символизирует полоса полотна?
- Какую роль играют полотенца в жизни украинцев?
- Какие узоры и цвета есть на украинском рушнике?
VI. ИТОГ УРОКА
- Чему был посвящен наш сегодняшний урок?
- Что нового вы узнали о украинский рушник?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Нарисуй полотенце, что возник в твоем воображении, во время чтения стихотворения. Сравни его с рисунком художника. Какой рисунок тебе нравится больше?
2. Узнай, чем особый вышитый рушник в твоем крае? Имеет ли твоя семья такой рушник? Кто его вышивал?