II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 95. ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ СТИХ. ИГОРЬ СЕЧЕВИК «ОТБЛАГОДАРИЛА», «ХИТРАЯ КОШКА»
Цель: ознакомить учащихся с творчеством Игоря Січовика; совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения поэтических произведений; учить интонировать предложения, раскрывать содержание поэзии; развивать связную речь, творческие способности учащихся; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
День в день:
Динь да динь!
Каждый день:
Динь да динь!
В школе звонок
Каждый день
Учиться зовет:
Динь! Динь! Динь!
В. Гринько
2. Работа над чистомовкою
Ду-ду-ду. ду-ду-ду!
Играет мальчик на дуду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди!
Рыбка плавает в воде.
Пол-пол-пол, пол-пол-пол!
Синички слышать пение.
На-на-на, на-на-на!
Радует нас всех весна.
3. Читайте, следите за произношением!
Пчелка с джмеликом летала,
Пчелка с джмеликом жужжали:
- Джжжу!
- Дзззу!
- Джжжу!
- Дзззу!
Напугали
Козу.
И как прыгнет
За забор,
Под каким
Дремал кабан.
От неожиданности Кабан
Підхопивсь,
Свалил забор.
Я. Дяченко
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в парах. Игра «Ты - мне, я - тебе»
Учащиеся в парах рассказывают друг другу сказку.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы познакомимся с творчеством украинского поэта Игоря Січовика.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Родился поэт 17 июня 1945 г. на Волыни в селе Велицьку Ковельского района в семье сельских учителей.
Пишет с 12 лет. Издал четыре десятка книг для детей, многие из которых увидели свет в издательствах «Радуга», «Грайлик», «Детская литература», «Вспышка», «Богдан». Упорядочил учебные сборники для младших школьников, такие, как «Выручалочка» (десять изданий), «Кобзарик» (три издания), «Дивокрай», «Детские игры и развлечения», «Веселые истории», «Что не зверь, то странность», «Веселые стихи», «Веселая компания», «С нами весело всем», «А что в мешке?», «Мешочек смеха», «Пушистые друзья», «Стихи для детей». Является автором учебников для внеклассного чтения «Первоклассник» и «Солнечный перевесло», около трехсот игр с буквами и словами «Словограй» и «Мовограй», сборников для дошкольных учебных заведений «Светлячок», «Че беряйчик», «Дошкольник». Издал книги для самых маленьких читателей «Математические игры», «Веселый задачник», «Тайна десяти неизвестных» и книгу «Веселая школа».
2. Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне чтение учениками стихотворения И. Січовика «Отблагодарила»
- Можно ли это стихотворение назвать юмористическим? Объясните свой ответ.
- Что вас рассмешило во время чтения стихотворения?
- Как вы понимаете его название?
Физкультминутка
3. Проработка стихотворения и. Січовика «Хитрая кошка» (с. 102-106)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какое настроение вызвал у вас этот стих?
2) Словарная работа.
а) Справочное бюро.
Відсапнувся - віддихнув, перевел дыхание после тяжелого физического или нервного напряжения; тяжело дышал от нехватки воздуха и т.д.
б) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем, скороговоркой в парах.
Непогоду обойтись
встретился подкрепился
поехал втихаря
клювами родниковая
3) Чтение стихотворения учащимися «цепочкой» по строфами.
4) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.
- Где жила кошка? Какой она была?
- Какими словами автор дал ей характеристику?
- Кто был в ее хозяйстве?
- Каким был пес?
- Какими словами его характеризует автор?
- Прочитайте строки, в которых поэт с юмором говорит о собаке.
Эпизод стихотворения можно назвать самым напряженным?
- Кого из персонажей относятся слова: роет ямку; следит исподтишка; извлекают Пса из ямы?
5) Игра «Диктор телевидения».
Прочитать стихотворение, периодически отрывая глаза от текста, чтобы посмотреть на зрителей.
VI. ИТОГ УРОКА
- Какие стихи читали на сегодняшнем уроке?
- Каково настроение этих произведений?
- Кто их автор?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать стихотворение. Подготовить вопросы по его содержанию.