10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕСЯ УКРАИНКА
Отражение тоски по родному краю героини произведения «Боярыня»
II вариант
На страницах драмы «Боярыня» автор сравнивает общественно-политическую атмосферу Украины и Московии XVII века, подчеркивает очевидные разногласия.
Русско-польская война 1654-1667 гг. закончилась Андрусовским перемирием, по которому Левобережная Украина с Киевом вошла в состав Российской империи, а Правобережная была отдана под власть Польши. На такое разделение Украины никто из украинцев разрешения не спрашивал. С тех пор Украину гнобили два соседа. Московское царство было государством отчетливо азиатского («Везде сваи, плети... мужиков продают... Чем не татары?»). Московщина где силой, где хитростью все больше ограничивала Украину.
Главная героиня произведения - молодая украинка Оксана, что страдает на чужбине. Она пошла по зову сердца и вышла замуж за боярина-украинца Степана, впоследствии оказалась в Москве.
Представители казацкой старшины с гетманом П. Дорошенко поняли, что Россия нарушила Переяславский договор, и хотели разорвать ее. Но много было украинцев, что не пошли на нарушение клятвы, свято относились к ней и ее нарушения считали большим грехом.
Вот и Степан не смог, потому что его нерешительность и недальновидность сделали из него прислужника Московии. За это брат Оксаны, Иван, называет Степана предателем, продавшимся за «соболи московские». Прячась за святостью клятвы и обманывая себя самого и Оксану, Степан молча гнул спину, терпел унижения, считая это жертвоприношением и единственной возможностью послужить Отечеству.
Оксана думала, что любимый будет охранять и ее, и родную Украину. И, увидев воочию многочисленные ограничения даже на семейно-бытовом уровне, поняла, что Степан и его мать сгибаются, как «холопы» под бременем чужих обычаев. Оксана умом и сердцем почувствовала неволю. Она была образованной женщиной, свободной, росла и воспитывалась в человеческой честности и достоинства. Московок она называет «плохими», то есть покорными, послушными, неспособными защитить свое достоинство. Они, московки, даже не испытывали в этом потребности. Ей не нравится то, что она должна целоваться с приглашенными в дом московскими боярами, ведь от этого зависит положение ее мужа среди них. Оксана с отчаянием восклицает:
Степан, и куда же это мы попали?
Да это же какая-то неволя басурманском?
Впоследствии Степан запрещает Оксане принимать послания из Украины, запрещает общаться с братом Иваном. Она с болью говорит мужу: «Я погибаю, в'яну, ты так не могу!» Оксана предлагает бежать из Москвы, но натыкается на его отказ. Ностальгия, невозможность побороть зло подкашивают здоровье женщины, отбирают последние силы. Ее мысли оскорбляет то, что в Украине уже «утихомирилося», она отвечает:
Как ты говоришь?
Утихомирилось? Сламалась воля,
Украина легла Москве под ноги,
Это мир по-твоему - эта руина?
Так и я утихомирюсь быстро в гробу.
Заболела Оксана, и вот последний ее диалог со Степами:
Вот кажется, руки чистые,
однако все грезится, что их покрыла
не кровь, а так... словно какая-то ржавчина...
как на старых саблях бывает, знаешь?
Вспоминает, что когда они с братом еще детьми нашли старую отцовскую саблю, но не могли ее, ржавую,вытянуть из влагалища, потому что она ржавчиной к ней прикипела: так и мы с тобой, - говорит Степану, - срослись, словно сабля с влагалищем... навеки... Оба ржавые». И в самый драматический момент - в предсмертный час жены душа Степана «вроде отживает», и звучит горькая исповедь:
Нас судьба так уже скарала тяжело,
что, видимо, и Бог простит все грехи.
Кто кровь из ран теряв, а мы из сердца.
Кто сослан, в тюрьму замкнутый был,
а мы несли невидимые оковы.