10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕСЯ УКРАИНКА
Отражение тоски по родному краю героини произведения «Боярыня»
И вариант
Творчество Леси Украинки разнообразна и по жанрам, и по темам и проблемами, и по стилю. Резкими и острыми являются ее стихи, в которых она закаляет слово-оружие. По-женски мягкой и нежной есть рассказ о любви между Лукашем и Мавками. Но время звучат из уст Леси Украинки и трагические звуки, когда судьба идет про родную Украину и ее обездоленных сынов и дочерей, что не стремились чужой земли, а хотели просто быть хозяевами на своей. И многое пришлось им пережить, чтобы достичь этого.
Так пришлось Богдану Хмельницкому и его полковникам-казакам присягнуть Москве в верности. И стали с тех пор вольные казаки «холопами» царя. Такая ситуация и отражена в драме Леси Украинки «Боярыня». И интересует писательницу здесь не столько историческая картина событий, сколько их влияние на судьбу отдельного человека, в частности женщины.
Оксана, вступив в брак со Степаном, даже и не представляла себе, как нелегко будет ей на чужбине, далеко не только от родных и друзей, а даже от обычаев, языка, песен родной земли. Того, чего девушка боялась больше всего (что ее не примут мать и сестра Степана), не произошло. Свекровь относится к ней, как к родной дочери. Сестра признается, что очень обрадовалась, как брат привез жену с Украины. Итак, семья мужа заменила девушке родителей. Но оказалось, что самое трудное Оксане будет привыкнуть к московским правил и традиций, хотя на расстоянии она даже успокаивала себя:
.. .хіба то уже такая чужая страна?
Та же вера там одинаковая, и язык
Я вроде немного соображаю, как говорят.
Сначала Оксана смеется на слова свекрови «С волками жий, по-вовчи ный...». Ее все удивляет: и одежда, которую носят женщины, и то, почему Степан не может наряжаться, как казак. Оказалось, что девушка в Москве не имеет права постоять вместе с женихом и должна выходить замуж, не сказав и слова. Ее действительно возмутил обычай, когда гость-боярин при частуванні целует хозяйку в уста. В сравнении с Украиной московские боярыни были словно невольницами в своих теремах и словно турчанки в зап'ятій одежды.
Но оказалось, что настоящая неволя оказывается не в этом. Они не могут поехать на Украину навестить родных без разрешения царя. Степан даже запрещает ей писать письма домой, принимать в доме человека, что привезла ей весточки из дома. Украинские послы постоянно должны были угождать царю, называя себя холопами, танцуя гопака или поет чужих песен. Это кажется Оксане «неволей бусурменською». И она в конце концов не выдерживает: «Тай противная же ся мне Москва!» и «Я погибаю, в'яну, жить так не могу!». Хотя Степан предлагает ей вернуться, но она не может бросить мужа. А потом, уже больная, она не хочет ехать домой, потому что не осмелится посмотреть в глаза приятелям и родным.
Тоска по украине вызвала болезнь, от которой главная героиня должна умереть, «ибо не растут цветки в темнице», а тем более цветки с Украины, которая, порабощенная столько веков, сохранила свои демократические обычаи. Оксана, готовясь к смерти, оставляет Степану свой завет - служить родному краю. Она прощается с солнцем, посылая вместе с ним привет на Украину. Так заканчивается драма, но, мне кажется, что это конец и жизнь Оксаны.
Главная героиня драмы не является большой патриоткой в том смысле, что в начале она не произносит речей в честь Украины и на смерть ее врагам. Но есть какая-то связь между человеком и родной землей. Он неосознанный и тем прочнее. Как бы хорошо не было человеку на чужбине, но не обойти ностальгии по Родине. Ибо, как говорят, где родной край, там и рай.