10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕСЯ УКРАИНКА
Трагедия родного края в драме Л. Украинки «Боярыня»
И все-таки к тебе мысль несется,
Мой загублен, несчастный края,
Как я тебя вспомню,
В груди сердце с тоски-сожаления погибает.
Л. Украинка
По моему мнению, мало кто так горячо любил свой народ, свой родной край, как любила его Леся Украинка. Недаром и своим псевдонимом она взяла имя народа, назвалась его дочерью. Во многих ее стихах звучит боль сердца за родной растерзанный край.
И особенно я почувствовала трагедийность мировоззрения великой патриотки в драме «Боярыня». В ней писательница обращается к самых болезненных страниц истории Украины - эпохи Руины. Она по-своему оценивает Переяславскую Раду, показывает, как Москва нарушает соглашение, заключенное Бы. Хмельницким и русским царем в 1654 году.
Почему же Леся Украинка обратилась к событиям XVII века? Я думаю, что она считала «большой руиной» и время, когда сама жила: перечеркивалось история Украины, зневажалась культура (а речь даже запрещалась), підкуповувалась украинская интеллигенция...
Чтобы разбудить своих земляков, возродить их национальную память, писательница и пишет эту драму.
Действующие лица в ней, кроме гетманов, не исторические. Нарушая актуален вопрос о национальной пассивность - предательство, Леся Украинка показывает в произведении разные характеры украинцев, их взгляды и поведение в это сложное время.
С первых страниц драмы я почувствовала симпатии и антипатии поэтессы. Семья украинского казака Алексея Перебійного болеет за судьбу родного края, что попал в зависимость от Москвы. Принимая у себя сына покойного товарища-казака (сейчас московского боярина Степана), старый Перебойный не разделяет взглядов гостя. В диалоге боярина Степана и Ивана, сына Алексея Перебійного, писательница показывает разное отношение их к Переяславского соглашения:
- На Переяславской Раде мой отец,
подав слово за Москву,
сдержал слово верное.
- Было кому держать!
Бес их соблазнил давать слово.
Иван считает позорным служить русскому царю, а действия отца Степана оценивает как предательство, ибо так было «все равно, чьи лизать пятки, лядские, московские».
В свое время молодой Степан «был в Киеве в науке при Академии», после смерти отца, как он говорит, поехал «к матери на помощь» в Москву и там прижился... Вот поэтому взгляды Ивана и Степана сейчас совершенно противоположные. Иван считает, что за свой край настоящий патриот должен быть готов на все, даже на кровопролитие. Степан, вспоминая новеллу о братьях Каине и Авеле, заявляет:
А как же могу я на Украине
поднять оружие так,
чтобы не діткнути
никогда ею брата?
Поэтесса подчеркивает: именно в том и трагедия Украины, что ее сыновья не могут прийти к согласию, совместить свои действия. Поэтому и льются реки крови родных братьев, которые выступают за разных гетманов.
Не воспринимая братоубийства, что является позором украинского народа, поэтому Оксана и полюбила Степана:
Эта рука
от крови чистая...
А я сразу привернулась
к тебе сердцем за твою кротость.
Женившись, Оксана едет с мужем на чужбину, а сердце ее разрывается с тоски по родному краю. И вот Оксана в Москве. Она боярыня, но не чурается своих привычек, одежды, языка.
Леся Украинка сопоставляет уже не героев, а два мира - украинский и российский. Ее героиня, молодая боярыня, сразу замечает разное положение женщины: на Украине она свободна, в России - нет. Оксана, училась в братской школе, не может привыкнуть, что в Москве жену имеют за холопку, что «здесь нет обычая с мужчинами пробовать при беседе».
Разве я здесь не как татарка
сижу в неволе? ...
Везде сваи, плети...
холопов продают, -
упрекает она мужу.
Возмущают Оксану рабское угодничество властям, двуличность, лесть, доносы, шпионаж.
Тяжело переживает молодая боярыня судьбу родного народа, когда начинается «братовбійна война, что Дорошенко снял на Украине», взяв в союзники татар. Писательница подчеркивает трагедию украинского народа, который всегда терпел бедствие от своих соседей.
Оксана рвется на Украину, тоскует по ней. Она умоляет Степана послужить родному краю, пользуясь близостью к царю. И пугливый Степан боится, дрожа за свое место, за свое физическое
выживания. Он даже Оксане запрещает поддерживать связь со своим родным братом. Пугая ее «дыбой», Степан доказывает, что именно здесь служит своей Родине:
Вот именно
Я имею к царю супліку нести,
что люди с Украины привезли.
И Оксана не верит ему. От разлуки с родным краем, от разочарования в любви и себе, от своего бездействия в такой серьезный для Родины время молодая боярыня угасает.
Я погибаю, в'яну,
Жить так не могу!
Чувствуя близкую смерть и вину перед Родиной, патриотка Оксана упрекает Степану, как только теперь, когда все втихомирилось на Украине, ехать туда. Она в отчаянии бросает Степану:
...Сламалась воля.
Украина легла Москве под ноги,
Это мир по-твоему - эта руина?
Словам Оксаны Леся Украинка утверждает только в активной деятельности, в борьбе за свободу и независимость Отечества, в служении своему народу и есть истинное счастье человека-гражданина. Леся Украинка, большая патриотка Украины, в образе Степана осудил нерешительность, пугливость, пассивность - предательство тех украинцев, кто не воспитал в себе борца. Болея за будущее Родины, писательница указывает на ошибки прошлого - разобщенность украинцев.
Драма «Боярыня» актуальна и в наше время. Она учит нас активно действовать, а не пассивно созерцать, учит бороться и побеждать. В этом и есть смысл жизни.