II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 91. КОГДА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ СВОИ ТАЙНЫ. АНАТОЛИЙ КАМИНЧУК «РЕМЕЗ»
Цель: совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения стихотворных произведений; обогащать активный словарь учащихся новыми словами; формировать умение анализировать произведение по смыслу; развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать любовь ко всему, что создала природа.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой. Игра «Дождик»
Очень рада выдра-мать:
Навидрились видренята!
Кто видрят покривдить захочет -
Выдра выцарапает глаза.
2. Читайте четко и без ошибок!
Угощать, виноград, щедрый, ежик, виноградарь, минута, змея, дождь, щетка, щука, волшебник, дубок, девочка, щавель, палочка, смех, чижик, жонглер.
- Прочитайте еще раз, но только слова, отвечающие на вопрос кто?.
3. Игра «Звездный час»
- Из букв слова образуйте новые слова.
Жаворонок - ворон, жар, корона, рай, ворона...
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Игра «В художественном музее»
Дети выходят к доске, где размещена выставка их работ, комментируют каждый свою работу.
2. Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения А. Камінчука
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• Над рекой вербичка,
На ветке перчатка,
А в перчатке - птичка. (Ремез)
- Сегодня мы прочитаем стихотворение А. Камінчука про эту удивительную птичку. Во время чтения задумывайтесь, представляйте, присматривайтесь, прислушивайтесь - и тогда произведение обязательно откроет вам свои тайны.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Проработка стихотворения А. Камінчука «Ремез» (с. 96-97)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Определите настроение стиха.
2) Словарная работа.
Чтение столбиков слов «эхом» за учителем; чтение слов «дождиком».
Вьет у
ветерок тихонько
небольшая волны
гнездышко плещется
Физкультминутка
3) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
4) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.
- Что рассказал поэт о ремеза? Какой он?
- Какое у него гнездо?
- Где он его вьет?
- Найдите в тексте слова, которые звучат нежно.
- Как вы думаете, почему их так много?
- Найдите в стихотворении звукоподражания.
5) Игра «Найди рифму».
Небольшая... (перчатка);
возле реки... (водичка);
вздыхает... (поет);
фью-тю-ви... (по траве).
2. Обработка текста Виктора Терена
Игра «Рыбки»
Самостоятельное молчаливое чтение текста учащимися.
- Как автор описывает ремеза?
- Сравните текст со стихотворением. Что в них общего, а что отличного?
3. Чтение рубрики «знаешь Ли ты?»
Интересно знать!
В древности возникли поверья, связанные со способностью ремеза строить исключительной формы гнездо. Для человека было непостижимым, как такая хрупкая птица может самостоятельно мастерить такую сложную и прочную постройку. Считали, что ей в этом помогают таинственные силы, духи водоемов и деревьев. Помог птичке в изготовлении гнезда, эти силы, вроде бы, и дальше обязательно беспокоятся о ней, даже могут поселяться в таких гнездах. Поэтому, по одним поверьям, гнезда ремеза являются чудодейственными, потому что сделаны сверхъестественным способом. Но также бытует верование, что гнездо ремеза, как и павичеві удлиненные перья надхвостья с радужными пятнами, не приносит добра хозяину дома, в который его принесли. Конечно, это суеверие, но ведь как удачно инстинктивное трудолюбие ремеза срабатывает на его защиту - не трогай малого и его гнезд, иначе не получишь добра. Возможно, пусть и дальше в воображении заносчивой человека остается этот страх. Человек без страха может стать безжалостной к меньших за себя и подобных себе. А ремез таки умеет вызывать уважение. Какая замечательная птица ремез!
VI. ИТОГ УРОКА
- Чему вы научились на уроке?
- Какие новые знания получили?
- Что вас больше всего поразило?
- Какой вывод для себя сделали?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Просмотреть стихи Анатолия Камінчука о весне. С помощью каких художественных приемов поэт создает образ весеннего солнца, пушистых вербовых котиков, передает музыку природы?