II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 90. ПРИРОДА ОЖИВАЕТ. АНАТОЛИЙ КАМИНЧУК «ИВОВЫЕ КОТИКИ», «БЕРЕЗА РАЗВИВАЕТСЯ». ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
Цель: совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения поэтических произведений; познакомить учащихся с термином «звукоподражание»; учить находить в тексте образные выражения, развивать память, эстетический вкус; воспитывать любовь к родной земле, художественного слова.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Волк-вовцюг овцу тащил.
Вова вовку - вилы в сторону.
Как же взвыл волк-вовцюг,
Мигом выпустил овцу.
2. Работа над чистомовкою
Ла-ла-ла - гора мала.
Лу-лу-лу - имею куклу малышку.
Ли-ли-ли - ботинки уже малы.
Ли-ли-ли - мы водицы налили.
3. Прочитайте и улыбнитесь!
Утка квакает, а жаба каркает.
Собака скулит, а кошка рычит.
Кукушка кукарекает, а петух кукует.
Поросенок ґелґоче, а гусь хрюкает.
Голуб жужжит, как шмель...
Корова каркает, а...
- Продолжите самостоятельно! Распутайте плутанку, прочитайте правильно.
4. Распространение предложения
Птичка поет. (Учащиеся дополняют предложения по одному слову.)
Птичка поет песню.
Яркая птичка поет песню.
Яркая птичка поет веселую песню.
Яркая птичка поет веселую песню в садике.
Яркая птичка громко поет веселую песню в садике.
Яркая птичка поет веселую песню в вишневом саду.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в группах
- Сравните стихи про бабу Віхолу Анатолия Камінчука и Лины Костенко.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Игра «Доскажи словечко»
Все в зелени вокруг:
Пастбища, лес и поле.
Мчатся ручейки к реке,
Лепят гнезда ласточки,
И в сороки новость,-
Облетела всех она,
Возвещая: - ...
(«Весна»!)
- Сегодня мы прочитаем стихи А. Камінчука, которые он посвятил этой замечательной поре года.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Проработка стихотворения А. Камінчука «ивовые Котики» (с. 95-96)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какие картины возникали в вашем воображении, когда вы слушали стихотворение?
2) Словарная работа.
Освещенная солнцем площадка - незатінене место, освещенное солнцем.
Физкультминутка
3) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- От каких слов в стихотворения веет теплом, нежностью? Читая стихотворение вслух, передайте эти ощущения.
- В чем заключается особенность изображения цветущей вербы и солнца в стихотворении?
- С кем автор сравнивает солнце? Почему?
- Почему ивовые котики называются котиками? Послушайте об этом сказку.
Котики, что появились ранней весной на Иве, мечтали встретиться с котиками, которые жили у людей.
И однажды вербовым котикам повезло. На берег реки прибежало белый Пушистый Котенок.
- Ой, какие красивые котики родились! - обрадовался Котенок. - Я хочу дружить с вами!
- Мы согласны! - закивали серебристые котики на ивовых веточках.
И Пушистый Котик теперь каждый раз бегал к реке. Игрался с ивовыми котиками. Он высоко подпрыгивал и легонько гладил их мягкой лапкой. А ивовые котики розхитувались под ветром. И всем было хорошо.
И однажды утром Пушистый Котик прибежал к Иве и не заметил там своих друзей. Вместо них погойдувались желто-зеленые сережки.
- А где же мои котики? - загрустил Пушистый Котик.
- Не знаем, мы не знаем! - захитались серьги. - Может, им захотелось поплавать и они попрыгали в реку? Потому что мы всегда росли здесь!
Ежедневно прибегал Пушистый Котик до Ивы. А вдруг вернутся его маленькие друзья?
Видел Котик, как плывет вода в реке и никогда не возвращается обратно. Видел, как восходит и заходит солнце - кажется, одинаково. Да нет, каждый раз немного по-другому. ..
Вот и после сережек стало на Иве расти зеленые листья. А когда прошло лето, оно поруділо, ветер сорвал его и разметал по воде. Потом наступила белая зима, а весной на Иве появились новые ивовые котики!
На то время интересное ко всему Пушистый Котенок вырос и стал Ученым Котом. Другим котам казалось, что тот Ученый Кот все видел и все знает на свете. Они очень уважали его и почитали.
И одного никак не могли понять коты, почему весной, когда на Вербе появляются белые ивовые котики, такой почтенный Ученый Кот будто превращался в малый Котенок.
Он прибегал к Иве и раз за разом подпрыгивал, пытаясь дотянуться лапой до наивысшего Ивового Котенятка. А потом тихо сидел на солнцепеке и напевал вербовым котикам песен, которые знают одни дети, а взрослые уже никогда не поют...
Ю. Ярмиш
2. Проработка стихотворения А. Камінчука «Береза развивается» (с. 95-96)
Игра «Пчелки»
Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения учениками, каждый в своем темпе.
- Какую картину изобразил в стихотворении поэт?
- Какие звуки автор услышал в гайку и передал в стихотворении?
- Заметьте: это прием звукоподражания.
- Как вы понимаете название произведения?
VI. ИТОГ УРОКА
- С какими стихами вы познакомились на сегодняшнем уроке?
- Кто автор этих стихов?
- Был ли наш урок урожайным на новые знания?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать выразительно стихи. Нарисовать рисунок к одному из них.