II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 89. ПОЭТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ ЗИМЫ. АНАТОЛИЙ КАМИНЧУК «БАБУШКА МЕТЕЛИЦА»
Цель: ознакомить учащихся с творчеством Анатолия Камінчука; продолжить формирование навыков сознательного, выразительного чтения стихотворных произведений; развивать образное мышление учащихся; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой. Игра «Дождик»
Лисенок и львенок
Ели лакомства ежедневно.
Каждый имел большую ложку -
Горшок опустел понемножку.
2. Работа над чистомовкою
Ко-Ко-ко - не ходите далеко.
Ки-ки-ки - мойте чисто руки.
Жи-жи-жи - чистомовку говори.
Же-же-же - избушку бережет.
Ша-ша-ша - вкусная каша.
Шу-шу-шу - им кашу.
Га-га-га - широкая дорога.
Жу-жу-жу - дорогу покажу.
3. Языковые загадки
• Чем заканчивается и зима, и весна? (Буквой А)
• 3 «б» - я бываю невыносимой,
С «м» - всю одежду покупаю и ем. (Боль - моль)
• Переставьте буквы, образуйте новое слово.
Лови - волы;
влага - председатель;
венок - окно.
4. Игра «Звездный час» (из букв слова образовать новые слова)
Диктант - кит, кат, так, нить, танк, забор...
5. Розчитування по составляющей таблицей
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «Кто лучше?»
Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения Анатолия Костецкого.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Послушайте стихотворение.
БЕЛЫЙ СЛОН
Мне приснился странный сон:
Шел по тропе белый слон.
Белела тропинка и трава,
В слона белела голова.
И на усенький белый свет
Белела спина и живот.
Белело все от ушей до ног.
То слон, сон, или белый снег?
- Какое время года описывает поэт?
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Автором этого стихотворения является Анатолий Каминчук. С его жизненным и творческим путем мы сегодня ознакомимся.
Физкультминутка
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Анатолий Каминчук родился в 1939 г. в Киеве в семье служащего. Когда началась война, его отец Семен Каминчук ушел на фронт, а мать, Марина Федоровна, вместе с сыном переехала в село Лубянку к своего отца Федора Ивановича Петренко, который работал механиком на мельнице. Отцу пришлось пройти через концлагерь, а в 1943 г. погиб в боях под Житомиром. В семью пришло извещение, что он пропал без вести. Анатолий так и рос в Лубянке, что на Бородянщині. Здесь он окончил школу, здесь в десятом классе написал первые стихи и издал их в районной газете. Анатолий Каминчук издал более десяти сборников стихов для детей. Отдельные стихи поэта переведены на русский, молдавский, азербайджанской и польском языках.
2. Игра «Рыбки». Самостоятельное молчаливое чтение учащимися воспоминаний
Анатолия Камінчука (с. 94)
- Какое время года вспоминает поэт?
- Что он увидел в прозрачном окошечке?
- Какое желание у него возникло?
3. Проработка стихотворения А. Камінчука «Бабушка Метелица»
1) Игра «Пчелки».
Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения учащимися.
2) Словарная работа.
а) Справочное бюро.
Потрепать - обтріпати, повредить (о ветер, дождь, непогоду и др.).
б) Чтение слов «эхом» за учителем.
Огромный, налетел, потрепал, потрусил, развязался мешок.
3) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
4) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.
- Как автор показал приближение метели?
- Представьте и опишите снежные облака, которые поэт называет огромным мехами бабы Вьюги.
4. Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите рисунок (с. 94). Кого изобразил художник? А какой представляете бабу Віхолу вы?
VI. ИТОГ УРОКА
- Какое стихотворение читали на сегодняшнем уроке?
- Кто его автор?
- Что вы узнали о жизненном и творческом пути Анатолия Камінчука?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сравнить стихи про бабу Віхолу Анатолия Камінчука и Лины Костенко (с. 82).