10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Показ быта, поверий, обычаев в произведении «Тени забытых предков»
III вариант
М. Коцюбинский много писал о жизни народа, но его повесть «Тени забытых предков» - это настоящая песня, созданная будто самими гуцулами, в которой отразились все их верования, обычаи, мировоззрение. Жизнь карпатских гуцулов очень отличается от того, о чем мы читали в И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, И. Карпенко-Карого.
Гуцулы, как и жители Центральной и Восточной Украины, были христианами. Но их вера в Бога переплелась с древними языческими верованиями очень крепко. Язычники жили среди природы как неотъемлемая ее часть. Они считали, что лес населен множеством живых существ: нявки заманивают парней в пропасть, щезники пасут своих коз, чугайстыр раздирают нявок, а следовательно, не являются враждебными человеку, лешие ухаживают за своей маржинку, то есть скот. А над всеми ими господствует арідник, то есть сатана. Удивительно, но в сказке рассказывает Ивану Николай, именно арідник является творцом всех вещей: «Что есть на свете - премудрости, штудерація всякая, - то все от него, от сатаны. Где лишь есть - телега, лошадь, музыка, мельницу или дом, - все придумал он... А Бог лишь воровал и давал людям. Такое-то...» Казалось, чего бы людям бояться того, кто создал все вокруг, но, вспоминая черта, Иван и Николай крестятся, чтобы не накликать беды. Арідник и вся нечистая сила могли причинить много бед человеку и скоту, а скот очень много значила для гуцулов, потому что она их кормила. Следовательно, их быт был тесно связан с маржинкою.
Парни летом шли на пастбище, где пасли овец, доили их, делали брынзу, которую затем разделяли между крестьянами - хозяевами скота. Перед началом своего сезона чабаны во главе с предводителем, молились, чтобы господь милосердный заступил христианскую скот на росах, на водах, на всех переходах от всякой беды, зверя и припадка».
На Святой вечер скот первой пробовала традиционные двенадцать блюд. На Маланки, считалось до маржини приходил сам Бог, спрашивал ее о хозяев, если она была довольна ими, давал новый приплод.
Нечистая сила, опасная для скота, жила не только в лесу, но и среди людей. Такой, по мнению Палагны и Ивана, была их соседка Хима, что, превращаясь в белого пса или лягушку, шарила по соседским загонах. После этого скот начинала болеть или давала плохой надой. Была в селе и еще более всесила человек - мольфар Юра, что на глазах Палагны смог отвратить бурю.
Языческое и христианское мировоззрение так тесно сплелись в сознании жителей Карпат, что они и сами не замечают, как одна их действие противоречит другому. Это очень ярко отражено в сцене похорон. Она начинается с причитаний Палагны, не столько выражали тоску по мужу, сколько были обязательной частью обряда, более того - настоящим искусством. За окном грустно играла трембита. Из каждого угла дома слышались вздохи. Но внезапно тишину разорвал женский смех. Никого это не поразило и не удивило. Начались танцы, шутки, поцелуи. Наши далекие предки язычники считали, что человека надо провожать на тот свет веселыми песнями и танцами, чтобы там душа не скучала за родными и друзьями.
Как видим, гуцулы много унаследовали от предков такого, что даже нашим предкам с XIX века казалось странным, не говоря уже о нас. Но Коцюбинский смог воспроизвести такой необычный мировоззрение так, что он кажется естественным и лишенным противоречий.
Язычество, с которым боролись, начиная с Х века, не исчезло, потому что есть еще народы, которые живут среди природы и воспринимают ее как живое существо. Эта вера не является осознанной, но в странном сплаве с христианством она воссоздалась в быту, обычаях и верованиях.