Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ

Показ быта, поверий, обычаев в произведении «Тени забытых предков»

IV вариант

В произведении М. Коцюбинского «Тени забытых предков» изображена жизнь гуцулов, то есть жителей Карпат. Их быт, традиции, язык настолько отличаются от быта, традиций, языка других украинских крестьян, что может возникнуть такая мысль, что гуцулы относятся к совсем другому народу. Но, скорее всего, этот дикий народ, что спрятался где-то в Карпатах и мало беспокоится проблемами другого мира, многое сохранил и запомнить"тот от наших общих предков. То, что быт гуцулов сильно отличается от, скажем, быта слобожанців, бесспорно связано с горной природой. Их жизнь зависела не столько от урожая сколько от скота. Высоко в горах расположены пастбища, на которые все окрестные села сгоняли свой скот чабанам. Самыми большими врагами для людей были медведь и волки, которые могли напасть на овец и разорвать их. Для гуцула смерть маржинки, как на их диалекте называлась скот, была страшнее смерти близкого человека.

Жизнь гуцулов проходило в горах рядом со скотом, и все их легенды были связаны с ней. Например, Ваня еще с детства знал, что в лесах полно леших, которые пасут свою маржинку. Самому ему пришлось увидеть щезника, что сидел на камне и дул в флояру свою любимую песенку «Нет моих коз. ..» Бродя по горам, он встретил нявку. Она обернулась Маричкой и заманивала его к пропасти. В преданиях говорилось о том, что нявки только спереди похожи на людей, а сзади видно только их внутренности, поэтому Иван старался идти так, чтобы не остаться позади и не увидит, что у Марички вместо одежды, вместо спины...». Иван хорошо знал, что перед ним не Маричка, а нявка, но ему было хорошо с ней, он снова становился счастливым, как много лет назад. Его любовь к Марии была такая большая, что он спасает ее от чугайстра, который раздирал нявок на куски. Умліваючи от усталости, Ваня танцевал с ним, чтобы відверти его внимание от нявки. Идя на ее крик, он сорвался в пропасть. Этот рассказ можно воспринимать как фантастическую, но, мне кажется, что это - просто видение, вызванное большим страданием и болью. Гуцулы не верили в нечистую силу, знали, что она на самом деле существует. Это было так же естественно, как существование медведя-«вуйка». Гуцулы верили и в то, что нечистая сила есть и в селах. Таковыми, например, считались соседи Палагны и Ивана. Хима перебрасывалась вечером на белого пса и металась по соседским загонах, вредя скоту. Это из-за нее, была уверена Палагна, рыжая корова давала меньше подою. Сосед Юра приравнивался ними к Богу, ибо держал в своих руках все силы земные и небесные. Палагна сама видела, как однажды он остановил облако, повернул ее в другую сторону от полей. Интересно изображен в произведении обряд похорон, в котором отразились элементы христианские и языческие. Грустные зевота и причитания Палагны, что воспринимались не столько как выражение реального горя, а как настоящее произведение искусства, меняются на танцы, песни, смех, ухаживания.

Итак, М. Коцюбинский показал быт и верования гуцулов будто изнутри: он не описывает их, а превращается сам на гуцула, для которого арідник, леший, нявка - это настоящая реальность, которая сосуществует с человеческой. Поэтому все в произведении выглядит естественно, так, будто оно происходит на самом деле.