Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ

Показ быта, поверий, обычаев в произведении «Тени забытых предков»

II вариант

Максим Богданович писал: «Этот дикий, певучий край много кто пробовал описывать, но никто не сделал этого с таким совершенством, как украинский беллетрист М. Коцюбинский».

В повести «Тени забытых предков» Михаил Коцюбинский не только отразил волшебную красоту Карпат, но и передал особенности мировосприятия гуцулов, воспроизвел их быт, поверья, обычаи. В этом произведении тесно переплелись два мира - мифический и реальный, между ними невозможно провести границу, как и невозможно сказать, где в этой повести кончается реальное и начинается вымысел.

Любовь главных героев - Ивана и Марички зарождается и развивается на фоне природы, с которой они неразрывно связаны. Природа выступает своеобразным персонажем произведения, что действует, способствует развитию сюжета, отражает внутренние состояния героев. Ее силы раскрываются через мировосприятие Ивана и Марички, что имели способность чувствовать жизнь гор, сливаться с ним. Своими песнями Маричка засеяла все горы. Музыку леса слышал Иван. Природа для героев - живое существо, которое может радоваться и грустить, помогать и наносить вред. Большое внимание уделено автором отражению мифологических представлений гуцулов о сверхъестественные силы. Так, еще с детства Иван знал, что «на свете властвует нечистая сила, что арідник правит всем, что в лесах полно леших, которые пасут там свою маржинку... что там бродит веселый чугайстри, который сейчас просит встречного в танец и раздирает нявки; что живет в лесу голос топора...»

Гуцулы верят, что вокруг них полно злых духов, что они заполняют «скалы, леса, ущелья, дома и загодя и ждут христианина». Поэтому и они придерживаются обычаев своих предков: гадают, собирают «целебен зелье» и заказывают - только так можно избежать вреда. Все свои дела гуцулы отбывают серьезно, считают, что каждое дело имеет свою тайну. В горах, когда колдовал ватаг над сыром, никто не должен был смотреть на молоко. Колдовство и задабривания злых сил придавали человеку уверенности в том, что ее обминатиме беда. Особенно добро в повести отражено поверья, связанные со Святым вечером. В этот вечер Иван был словно переполнен чем-то таинственным и священным ... все делал степенно, как будто Мессу служил». Да, он действительно служил - задабривал духов, чтобы «не появлялись никогда».

Кроме арідника, чугайстра, леших, нявок, русалок сверхъестественное силой обладают и люди: мольфар Юра, Палагна, баба Химка. Верили люди, что Химка «вечерами переходила в белого пса, «ужом ползла или катящаяся холмами прозрачным клубком», что в руках «земного бога» Юры были жизнь и смерть человека и животных. Ведьмами и ведьмами в гуцулов могли быть обычные люди. Живя неотделимо от природы, человек должен подчиняться законам природы.

В повести «Тени забытых предков» незримо переплетаются действительность и вымысел, реальное с фантастическим. Человек и природа находятся в полной гармонии, чего, к сожалению, не чувствуется в современном мире.