Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ФРАНКО

Фольклорные мотивы в поэзии И. Франко

II вариант

О край мой, подгорье ты прекрасна

Как я люблю, как я люблю тебя!

Словно звезда та, что светит и не гаснет

Так и любовь в душе моей живет.

И. Франко

Жизнь и творчество Ивана Франко тесно связана с селом, в котором он родился и жил. Оно расположено в живописном уголке, окруженный дубовыми и сосновыми лесами и сказочно-таинственным горным валом который называется Дол. Мамины песни учили Ивана любить народ, болеть его горем, ненавидеть обидчиков, понимать красоту природы. От матери он записал народные песни о Шумильця, о Аннушку, «Ой служил я в Рифму», «Ходит Турчин по рыночков» и целый свадебный обряд. Когда посещаешь музей в родном поетовому селе Дол (позже оно будет называться Нагуєвичами в честь пана Станислава Нагуївського, знакомишься с фотокопией рукописи поэзии. Франко«Песня и труд» - этого глубокого, волнующего, окутанный тоской воспоминания сына о своей маме:

Постное, ты моя сердечная жена,

Сердца відрадо в дни горя и слез,

Из дома вітця, как єдинеє вино,

К тебе любовь в жизни я принес.

Помню, как сейчас: еще мальчишкой малым

В мамины песни заслухувавсь я:

Песни те стали единственной красотой

Бедного моего, тяжелой жизни.

От отца перенял будущий поэт основное правило его жизни: «С людьми и для людей». Итак, благодаря своим родителям Иван Франко научился ценить труд, любить людей. Они были первыми его педагогами, что заложили прочный фундамент будущей цельной светлой личности.

Во время учебы в гимназии у И. Франко появилась большая страсть к книге. Второй большой его страстью было собирание и запись народных песен, рассказов, сказок, поговорок. Неисчерпаемым источником фольклора было для него родное село, а также среду дрогобычских мещан.

Песни, записанные Франком, свел в книгу А. Дей. Книжка эта вышла в 1966 году в издательстве «Каменяр» под названием «Народные песни в записях Ивана Франко». В ней представлен найвичерпніший фактический материал по народной обрядности, записи ритуальной и лирической песни. На основе автографов, збереженх в рукописных хранилищах Киева, Москвы, здесь куются многочисленные Франко записи народных песен, а также записи мелодий из его голоса. «Франко любил народную музыку, песню... с присущей ему страстью, - вспоминает львовский композитор Станислав Людкевич. - Он не был музыкантом, но умел глубоко почувствовать аромат народной музыки, проявляя чрезвычайно тонкое понимание мелодии, умел найти в ней душу».

Именно народная песня вдохновила поэта на написание такого шедевра, как драма «Украденное счастье». В основе пьесы лежит народная «Песня о шандаря», которую писала приятельница Франко Михайлина Рошкевич 1878 г. от крестьянки Чигур Евдокии Стрыйского уезда. Эта песня не только подсказала тему, но и стала основой его драматического произведения. Не нарушая структуры песни и фабульних взаимоотношений трех действующих лиц, драматург мастерски развил и обогатил ее сюжет социальными мотивами, глубоко вмотивувавши причину развития драматического конфликта, обогатил основу песни художественным домыслом и создал народную драму «Жандар», которая потом была названа «Украденное счастье». На народнопоетичній основе построены «Сон князя Святослава», «Песни народнії», «Моя песня» и многие другие.

Показательно, что именно с народной песней на устах шел Франко-дебютант в большой храм, имя которому - искусство художественного слова. Его первый печатный литературное произведение - сонет «Народная песня».

Из груди земли бьют водянії жили.

Струи живой движение не кончится, не спит,

Вода же погожий тысячи питает

Весны детей, вкруг ее обсели.

Колодец и с прекрасными струями -

То люда моего дух, что, хоть в сумм увитый,

Поет до сердца сердцем и словами...

Нельзя не вспомнить стихотворение «Красная калина, чего в лугу гнешься» из сборника «Увядшие листья». По композиционным строением это диалог. Первые две строфы - вопрос лирического героя до калины, три следующие - их ответ. И это придает произведению живости и энергичного ритма. Центральный образ стихотворения - красная калина - символ всего красивого, нежного и благородного в людях и обществе. Красная калина - жизнелюбивая натура. Она так тянется ко всему светлому, солнечному, но дотянуться до солнца у нее не хватает сил. Поэтому она нежно-печально говорит:

Красные ягодки наземь склоняю,

Наземь склоняю...

Все хорошее в ней обречено на гибель, ибо тогдашние условия все прекрасное калечится, красота пропадает, хотя все лучшее в себе калина готова отдать людям, ей не жалко для них ничего:

Не жаль мне цвета, не страшно и грома,

Не страшно и грома.

И свет люблю я купаюсь в нем,

Купаюсь в нем.

Кто же виноват, что такая солнечная, смелая натура погибает? В стихотворении виновным выступает дуб, который калину «отінив, как облако». Дуб - второй символический образ стихотворения. В отличие от народных песен, дуб в этом стихе - негативный образ, олицетворение реакционных сил, всего консервативного, тупого, омертвляючого. И в этом новаторство Франко, потому что в народной песне и в предшественников Франко дуб в такой трактовке не выступает.

Все величие и всю сложность любви изобразил поэт также в стихотворении «Ой ты, девушка, из ореха зернышко...», суть которого сконцентрирована в строфе:

Ой ти, дівчино, ясная звезда!

Ты мои радости, ты мое горе!

Народнопісенними мотивами пронизан также цикл «Веснушки» из сборника «С вершин и низин». Ведущий мотив сборника - тревожное и в то же время радостное предвкушение радикальных изменений в общественной жизни, что передается через аллегорический смысл. Лирический герой цикла то вздыхает («Весна, ох, долго же тебя ждать!»), то улыбается вместе с солнышком, которое греет весной, то удивляется («Весна, что за чудо ты творишь в моей груди?»), то, очарованный красотой весны, признается ей и людям в любви.

Сквозной образ цикла - аллегорический образ волшебницы-весны, от которой тают снега, которая приносит с собой бурные ветры, дает жизнь всему живому, вселяет в людей желание жить и бороться за лучшую жизнь. Поэтому и пробужденная весной жажда жизни восклицает:

Лишь бороться - значит жить.

Лучшие стихотворения цикла: «Земля моя», «Vivere nemento», «Гремит», «Греет солнышко», «Удивлялась зима».

Уже само название цикла наводит нас на мысль об общности стихов с народными песнями, народной песней, которая всегда была одним из источников творчества Франко. Форма его веснушек - это чудесный сплав фольклора и неповторимого поэтического дарования. Сплав, а не имитация народнопоэтических форм. Но подражание наблюдается только в форме, ибо содержание - полностью оригинальный.

Проходят годы, а поэзия Ивана Франко волнует наши души. Мы возвращаемся снова и снова в волшебных песен, которые вошли в наш духовный мир. Почему некоторые стихи поэта стали песнями? Потому что в них раскрыты глубокие человеческие чувства. Разве может исчезнуть любовь? Оно вечно, как солнце, вода, небо и земля. И сколько бы нам не было лет, нежные слова Ивана Франко будут сопровождать нас всю жизнь.