И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ
Урок 8. ЯЩИК ПЕСЕН-ИГР. ХОДИТ ТЫКВА ПО ОГОРОДУ (НАРОДНАЯ ПЕСНЯ-ИГРА)
Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворных произведений, чтение по лицам; развивать память, внимание; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в группах
Ученики рассказывают друг другу слова песни-игры «Подоляночка».
III. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
1. Работа с таблицей Шульте
- За 30 с прочитайте числа в последовательности от 1 до 25, не перемещая зрение за пределы центральной клетки.
2. Игра «Найди "лишнее" слово»
лес |
лисичка |
лесок |
лесной |
котик |
кот |
кит |
кошачий |
дуб |
дубок |
зуб |
дубовый |
3. Работа над чистомовкою
Па-па-па - рассыпана крупа.
Пе-пе-пе - котенок слепой.
По-по-по - река Лимпопо.
Ип-ип-ип - зеленеет укроп.
Ап-ап-ап - травку щиплет цап.
Уп-уп-уп - полноценный суп.
Оп-оп-оп - в реке карп.
Пу-пу-пу - по широкой степи.
Пи-пи-пи - золотистые снопы.
4. Работа над скороговоркой
На огород залез тыква, в земле засел, застрял. Налетела вдруг гроза и намочила тыквы. Зморщив лоб то тыква:
«Ох, забыл узять картуз...»
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• На огороде вырос дюжий,
Круглый, желтый и равнодушен
До красных помидоров,
К капусте и фасоли.
Кто этот гордый карапуз?
Догадались?.. (Тыква).
Демонстрации картинки или слайда с изображением тыквы.
- Взгляните на этот замечательный тыква. Расскажите, какой он.
- Сегодняшний урок мы посвящаем этой замечательной огородном растении.
- Слово тыква заимствовано из тюркских языков, в тюркскую попало из персидского, где буквально означало «віслячий огурец».
Физкультминутка
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ОБРАБОТКА ПЕСНИ-ИГРЫ «ХОДИТ ТЫКВА ПО ОГОРОДУ» (с. 12-13)
1. Выразительное чтение текста песни учителем
- Чем удивила вас название песни? Почему?
2. Словарная работа
Свояк - брат жены или муж сестры.
Перистый - полосатый.
3. Чтение текста песни учащимися «цепочкой» по строфами
- Какие слова в песне повторяются?
4. Анализ содержания песни с элементами выборочного чтения
- Где ходит тыква?
- О какие огородные растении идет речь в произведении?
- Почему их назвали тыквенными родственниками?
- Рассмотрите рисунок к песне. Каковы особенности каждого из ее персонажей передал художник?
- Во что он одел тыквы и его родственников?
Игра «Узнай героя»
• Меня пекут, жарят и варят,
Едят меня и очень хвалят. (Картофель)
• В поле хорошее мне
Зеленеть весной.
Чем же я - не молодец?
Имею чудо-корешок,
Все о нем забочусь,
Сахар откладываю. (Свекла)
• Без рук, без ног,
А вьется, как кнут. (Фасоль)
• На огороде у нас грядки,
На грядках - обильные листья:
Там растут малыши,
Зелененькие... (огурцы).
5. Работа в группах
Предложить наряды актеров для исполнения песни на сцене. Разыграть песню.
VI. ИТОГ УРОКА
- Каким был сегодняшний урок?
- Чему учились на уроке?
- Что больше всего понравилось?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить песню наизусть.