Украинская литература 1920-1930 годов
Киевские неоклассики
Поэтическую школу неоклассиков творили Николай Зеров, Павел Филипович, Максим Рыльский, Михаил Драй-Хмара, Освальд Бургардт (Юрий Клен). По - европейски образованные люди, неоклассики призвали постигать вершины мировой культуры, трансформировать ее формы и образную систему на родном поле поэзии, чтобы поднять ее до мирового уровня. Поэтому в их творчестве расцветают сонеты, элегии, медитации, философская лирика. Образы мировой поэзии, библейской и античной мифологии органично строят художественный мир. Утверждается неоклассический стиль с его равновесием,
Михаил Драй-Хмара
живописными эпитетами, четким логическим построением и «строгой течению мысли» (Николай Зеров).
Ярким деятелем эпохи «Расстрелянного возрождения» был Михаил Драй-Хмара (1889-1939), поэт, ученый-филолог, славист, переводчик. Вошел в поэзию как автор сборника «Проростень» (1926), в которой затронул темы искусства и его роли в обществе, национального возрождения Украины в XX веке, бытия человека, проблемы ее одиночества, выбора, борьбы.
Большой общественный резонанс имел сонет Драй-Хмары «Лебеди» (1928), посвященный поэтам-неокласикам и направлен против преследований художников. Поэт защищал независимость творческой личности от конъюнктурных запросов времени, верил в правоту эстетической позиции, выбранной собратьями, которые утверждали гуманистические идеалы, свободу, красоту, гармонию. В сонете в аллегорических образах лебедей воспроизведено судьбу неоклассиков. Это «гроздь п'ятірне непреодолимых певцов» - Зеров, Рыльский, Филипович, Бургардт и сам автор сонета. Сквозной в произведении является антитеза: величественные красавцы-лебеди противопоставляются закостенелому, приборканому, застрашеному среде своей активной позицией. Зимой они могучими крыльями ломают «ледяные поля» озера и своим пением разбивают в сердцах людей разочарование и отчаяние, то есть рвут оковы духовного рабства, покорности, познавая счастье свободы, учат своим примером других быть свободными» Особенно взрывными, эмоционально выразительными являются последние терцети сонета, в которых звучит решительное сопротивление национально-сознательной интеллигенции регламентированным большевиками идейно-философским, эстетическим основам творчества: «В гроздь п'ятірне непреодолимых певцов, сквозь бурю и снег гремит твой победный пение, / что разбивает лед одчаю и уныния. / Дерзайте, лебеди: из неволи, из небытия / ведет вас в мир ясное созвездие Лиры, / где пінить океан кипучей жизни».
В плеяде неоклассиков выдающимся деятелем национального возрождения был Павел Филиппович (1891-1937), знаток украинской и западноевропейской литератур, одаренный переводчик с французского и латинского языков, педагог, литературовед, поэт. В творчестве он органично синтезировал классическое и современное. За жизнь Филипович опубликовал поэтические сборники «Земля и ветер» (1922), «Пространство» (1925). Для его мировоззрения характерно универсализм. Художник имел наклон до космических видений и диких стихий, увлекался безграничным украинской степи. В его поэзии степная сила символизировала неуемную энергию народа,
Павел Филиппович
который стремится освободиться из-под привычного ярма. Его концепция действительности типично неоклассическая: в ней мир предстает как эстетически организованный по законам классической красоты жизненное пространство. Поэт своим взглядом достигает прошлого и современного, чтобы прозреть будущее, по-философски постигая бытия («Спартак», «С античных барельефов», «Мономах», «Кампанеллове город солнца»). Первая книга обозначена символистскими и неоромантичними стилевыми исканиями: образы высоких могил, черных воронов, всевозможных чудовищ, символістська экспрессивность эпитетов, благозвучие стиха. Но эти традиционные образы отражают мрачные картины событий в Украине, охваченной гражданской войной (сонет «Смотрел, смотрел, безграничные залежи»). Символическими являются образы безумного ветра, кровавых дней и т.д. Поэт-неокласик прославлял бытия как деяния; животворные силы природы у него персонифицированы. Природу и человека Филипович видел сквозь призму идеалов совершенства. Отсюда - его влюбленность искусством, словом. Творческое кредо он выразил в поэзии «Я - рабочий в мастерской собственных сил» (1922), что характеризует эстетику всех неоклассиков: «Вдохновение утешение слышу я тогда, / Когда учусь у древнего художника, / Но, беспечальные, гордые, молодежи, / Только будущим дышат сердца. / Из старой бронзы оружие властных слов / Переливаю радостно на огне. / Под неуемным дыханием ветров / Безграничная труд, победные дни!»