Украинская литература 1920-1930 годов
Михайль Семенко (1892-1937)
Михайль Семенко стремился преподнести украинскую поэзию к европейским вершинам. Его художественные искания были постоянными. Будучи модернистом, он экспериментировал как с содержанием, так и формой художественного произведения, написав более двадцати книг, среди которых лирика занимает ведущее место. Он создал современные лиро - эпические поэмы, драмы («Лилит», «Маруся Богуславка»), прозаические произведения, которые и сейчас не потеряли своей художественной ценности.
«Ритмы совершенно иной музыки» (Михайль Семенко)
Михаил Васильевич Семенко родился 31 декабря 1892 года в селе Кибинцы Полтавской области (впоследствии он подписывал свои произведения как Михаил). Его отец работал в волостному управе писарем. Мать, Мария Проскурівна была украинской писательницей, автором повестей и рассказов От сена соломы», «Госпожа писарка». Поэтому будущий поэт-футурист воспитывался в атмосфере любви к книге, художественному слову. Парень также увлекался музыкой и играл на скрипке.
Семенко учился в уездном училище в Хороле, впоследствии - в Кременчуге. Высшее образование он получил в Петербургском психоневрологическом институте, но его учебу прервала Первая мировая война. В 1914 году Михаила Васильевича мобилизовали на Дальний Восток. Во Владивостоке поэт служил три года. В декабре 1917 года он вернулся к семье, а с апреля 1918 года жил в Киеве вместе с молодой женой Лидией Горенко. Ему пришлось пережить ужасы гражданской войны, белогвардейский террор. При власти Деникина Семенко вместе с писателями Василием Чумаком и Гната Михайличенко попал в Лукьяновской тюрьме. Его собратьев расстреляли, а Семенкові повезло выжить в результате поспешного отступления деникинцев из Киева.
Увлечение футуризмом в Михайля Семенко возникло еще в Петербурге. Первый сборник «Prelude» (прелюдия; 1913) написана в традиционной манере письма. Однако уже следующие сборники - «Дерзание», « Кверофутуризм » - показали футуристические предпочтения поэта.
С деятельностью Михаила Семенко связывают развитие футуризма в Украине. Первое литературное группировки футуристов состояло из братьев Михаила и Василия Семенкив и Павла Ковжуна. В 1914 году поэт основал литературный футуризм, который назвал кверофутуризмом, что означало (от лат. кверо - искать) «поиски искусства будущего». В 1919 году Семенко основал футуристическую организацию«Фламинго», к которой принадлежали Гео Шкурупий, Олекса Слисаренко, Владимир Ярошенко, художник Анатоль Петрицкий. 1920 года неутомимый кверофутурист создал Ударную группу поэтов-футуристов» в Харькове и « Комкосмос» («Коммунистический космос») в Киеве, пропагандируя космизм в искусстве. В своем творчестве Семенко нарушал урбанистическую, экзотическую и космическую тематику. в 1922 году он организовал группу «Аспанфут» («Ассоциация панфутуристів»). В 1927-1930 годах Семенко возглавлял литературное объединение «Новая генерация», издавая одноименный журнал. Свое видение развития футуризма поэт освещал в альманахах «Семафор в будущее», «Катафалк искусства».
Заслугой Семенко было обращение к урбанистических мотивов. Он творил алогічну язык, чрезмерно употреблял согласные, что передавали грохот и хаос индустриального города. В глазах поэта-футуриста тема мегаполиса была самой современной, поскольку футуристы с крупными городами связывали перспективы бытия человека. Семенко інтелектуалізував поэзию, обращаясь к новейшим сроков, техніцизмів. Воспевая паровозы, авто, аэро, заводские дымоходы, асфальтированные улицы, городские кофейни, кинематограф, витрины, поэт выстроил индустриальный ландшафт как свидетельство прогресса цивилизации.
В поэзии «Город (Трамваев звон...)» Семенко передает звон трамвая, персонифицируется, трубит, «гудит в мельодах и сияет в блисках / и неумолчно в движениях ткет / железо цока слястить сталь».
Автор применяет выразительные художественные тропы, в частности эпитеты, гиперболы, метафоры, внутренние рифмы, тавтологические выражения («пухкання сурьмы трамваев звон / огне между дыма где дымоходы / в електрах глаза в глазах бренчанье»), чтобы обрисовать современный город в его многокрасочность и разноголосицы. Город, торжествуя, отзывается шумным смехом, живет своей размеренной жизнью: «нет в нем «вчера» нет замыслы / нет стуми (полумраке, полумрака) так из года в год». Однако в финале стихотворения звучит обеспокоенный голос лирического героя через потерю гармонии между городом и человеком: «куда делось солнце? Уже осветило / Где делась песня? / Уже одгула / гамірить город и звонит мыло / и окропило «Цветочки зла». «Цветы зла» - так назывался сборник стихов Шарля Бодлера, который ввел во французскую лирику урбанистическую тематику.
Классическим образцом футуристической поэзии есть стихотворение «Город (Осте сте...)», в котором форма преобладает над содержанием. По мнению Михаила Семенко, стихи рождаются из звуков и слов, а не из мыслей и чувств. Поэт считал, что тропы существуют сами по себе, не связанные с целым, с раскрытием идеи. С этой целью футурист употреблял алогизмы, деформацию, свободные ассоциации, сближение предметов и явлений, элементарный синтаксис (без учета пунктуации). Художник прибегал к нагнетанию голосов, красок, ассоциаций по уподібненням, использовал приемы повторов, градации
Михайль Семенко. Фото. 1913
Павел Ковжун. Город
образов, нагнетание асонансних звуков, передающих урбанистический пейзаж, гамму звуков и движение в городе: «Осте / би бо / бу / извозчики - люди / трамваи - люди / автомобили / бігорух рухобіги / рухливобіги».
В эту симфонию бурления жизни в городе доносятся звуки колыбельной песни: «селе / эли / лили / пути великаны / дыма сталь / курят / пах / пахка / пахітоска / дым синий / черный ды / м». Чтобы передать величественную картину индустриализированного города, художник создавал неологизмы, имели в своей основе общий корень (бігорух, рухобіги, рухливобіги). Поэт осматривает картину города с разных ракурсов и замечает, как улицы окутываются синим и черным дымом от автомобилей. Человеку в этом індустріалізованому пространстве очень сложно выжить: «пускают / бензин / чада умолять / кохать кахикать / життсдать / життєрух / життєбе- / нзин / авто / трам».
В стихотворении «Автопортрет» Семенко с помощью графики, вариации слогов, словосочетаний и пропуска некоторых букв стремится мозаично очертить свой портрет: «ХАЙЛЬ СЕМЕ НКОМИ / ИХАЙЛЬ КОХАЙЛЬ АЛЬСЕ КОМИХ / ИХАЙ МЕСЕН МИХСЕ ОХАЙ... / СЕМЕНКО ЕНКО НКО МИХАЙЛЬ... / О СЕМЕНКО МИХАЙЛЬ! / О, МИХАЙЛЬ СЕМЕНКО!» Поэт был наиболее последовательным художником-футуристом, неугомонным разрушителем классических форм стиха и поэтики. Прибегая к эпатажу, он издал свой сборник «Кобзарь», в предисловии к которой призывал очеловечить пафосную фигуру Шевченко, протестуя против народнического понимания творчества поэта.
В сборниках «Дерзание», «Кверофутуризм» (1914) преобладает метафорическая игра понятий и образов-вспышек: «Поезд пролинув. Ее уже нет. / Исчезли глаза и веселый рот. / Осталась в воображении всмішка немая. / Осиротел мой bloc-note». После революции Михайль Семенко осуществляет футуристическую революцию в искусстве, выдает десятки книг: «Пьеро покажется», «Пьеро любит», «П"еро мертвопетлює», «Девять поэм» (1918-1919). Автор применяет условного персонажа-маску П"еро, который предстает как вселенский шут, что находится в постоянных странствиях, чувствуя себя человеком Вселенной. Он играет разные роли: нервозно - влюбленного и по-символістськи растроганного юношу, ироничного и воинственного «нового человека», наглеца-любовника.
Таким образом Михайль Семенко взялся разрушить крестьянскую основу украинской поэзии, противопоставляя ей урбанистические мотивы. Вместо исконной украинской мечтательности и кротости художник вводит «громкую манифестацию и нервной души» (Юрий Лавриненко), поэтизируя прозу обыденности, индустриальный пейзаж. Он становится певцом автомобилей и локомотивов, задымленных городов. Изображая городской пейзаж, поэт делает его динамичным, изменяемым в соответствии с движением автомобиля, в котором едет герой произведения. Цикл Семенко «Девять поэм» перекликается со сборником Эмиля Верхарна «Города-спруты», рисуя образ старого мира и рождения нового. Монументальная фигура лирического героя воплощает мощь и силу народа, освобождается.
В поэзии «Желание» Семенко декларирует свое творческое кредо в двовірші: «Я хочу каждый день / эссе новых слов», который повторяется трижды, подчеркивая важность поиска новых образов. Он применяет верлибр, популярный тогда в лирике Европы, подчеркивая этим свою раскованность в создании воображаемой картины мира. Лирический герой стихотворения «Желание» прибегает к провокационным образов и рассуждений, к риторических вопросов: «Почему нельзя перевернуть мир? / Чтобы поставить все вверх ногами?.. / А кто мне возразит перевернуть мир? / Месяца взыщут и дать березовой каши, / заре отдать детям - пусть играют». Изменить мир герой стремится для того, чтобы служанка Маша чувствовала себя любимой и счастливой. Финал стихотворения эпатажный: герой природу называет «балаганом»: «молишь: о, хоть бы уже тебя черти ухватили».
Семенко стремился наполнить поэзию свежими образами, используя ирреальные мотивы («Кто хочет моего духа вызвать?»). В стихотворении «Приглашение» лирический герой предлагает показать читателю «множество миров - оригинальных и капризных». Однако это не просто путешествие в воображаемый мир шедевров искусства, а познание духовности, красоты мира, созданного автором: «Мы приходим к последнему пункту. / Мы победили все стихии и дожди. / Я открываю двери заперты - / кто хочет со мной гулять ночью?». Применяя новейшие приемы композиции, «выпуская слова на волю», поэт стремился преподнести украинскую поэзию на новую ступень развития. Его художественные находки были интересные, поэтому имели влияние на художников других стилевых предпочтений.
Жизнерадостный и полный надежды, 23 апреля 1937 года Михайль Семенко провел творческий вечер. Однако через три дня его арестовали, обвинив в «контрреволюционной националистической деятельности». 23 октября 1937 года поэта расстреляли.
Умберто Боччони. Симультанные видения