II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 84. КОГДА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ СВОИ ТАЙНЫ. АННА ЧУБАЧ «РОСА»
Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством украинской поэтессы Г. Чубач; совершенствовать навыки чтения стихотворных произведений; учить воспринимать содержание поэзии на слух; развивать память, внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к природе, художественного слова.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
Ла-ла-ла - бежала на край села.
Ля-ля-ля - зеленые ветви.
И-и-и - поймали кота.
Тя-тя-тя - довести до ума.
Ду-ду-ду - В кино пойду.
Дю-дю-дю - встречу судью.
Са-са-са - укусила оса.
Ся-ся-ся - вся малина.
Зу-зу-зу - боюсь грозу.
2. Работа над скороговоркой. Игра «Дождик»
До крокодила Крокодил
Приплива просить мыла,
Ибо надоело крокодилу
Умываться без мыла.
3. Игра «Расшифруй пословицу»
13 |
1 |
5 |
9 |
10 |
12 |
2 |
3 |
8 |
4 |
7 |
11 |
6 |
нэш |
уро |
ча |
невозм |
не |
же |
я |
но |
ко |
го |
и |
здо |
су |
(Потраченного времени и конем не здоженеш.)
Упражнение «Микрофон»
- Объясните, как вы понимаете смысл пословицы.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «Кто лучше?»
Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- На сегодняшнем уроке свои тайны откроет еще один стих Анны Чубач. Во время чтения задумывайтесь, представляйте, присматривайтесь, прислушивайтесь.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Проработка стихотворения Г. Чубач «Роса» (с. 90)
1) Работа над загадкой.
• Шла денница,
Красна девица Через покосы,
Роняя слезы.
Месяц смотрел и расстроился,
Солнышко встало - слезы собрало. (Роса)
- Приходилось ли вам видеть росу? Расскажите о своих впечатлениях.
- Послушайте, как Анна Чубач описывает росу.
2) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какую картину вы представляли, слушая стихотворение?
3) Словарная работа.
Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.
Красота крышу
даже серебром
утром камушкам
улыбаются капает
сливаются укрывают
- Прочитайте слова скороговоркой.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два.
Разболелась голова.
Надо немножко отдохнуть,
Чтобы нового еще научиться.
Подтянулись, присели,
Попрыгали, опять сели.
Вышла пауза мала -
До работы нам пора.
4) Игра «Пчелки».
Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения учениками, каждый в своем темпе.
- Чем любуется автор произведения?
- Как описывает росу?
5) Выразительное чтение стихотворения учениками вслух.
- Прочитайте стихотворение вслух, передавая восхищение описанной картиной.
- Как вы понимаете выделенные слова?
- Назовите слова, которые помогли вам увидеть цвет, почувствовать движение.
6) Игра «Найди рифму».
Красота... (роса);
на траве... (как живые);
камушку... (промінчиках);
улыбаются... (сливаются);
на листьях... (крыша).
2. Игра «Рыбки». Самостоятельное молчаливое чтение учащимися текста Василия Сухомлинского
- Сравните образы росы, созданные Анной Чубач и Василием Сухомлинским. Чем они похожи и чем отличаются?
- Какой текст вам понравился больше? Почему?
VI. ИТОГ УРОКА
Игра «Закончи предложение»
• Сегодня на уроке я узнал...
• Больше всего мне понравилось...
• Я учился...
• На следующем уроке хочу...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Самостоятельно создать образ росы.