II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 83. КАК УВИДЕТЬ ЧУДЕСА? АННА ЧУБАЧ «В ЛЕСОЧКЕ НА ПЕНЕЧКЕ»
Цель: совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения стихотворных произведений; развивать умение оценивать поступки действующих лиц; обогащать словарный запас школьников; воспитывать любовь к поэзии.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
То ли лис, то ли лес,
То брось, будь то конь,
То ли кит, то ли кот -
Звуки путать не следует.
2. Работа над скороговоркой
КРОЛИКИ НА РОЛИКАХ
Три кролики
На роликах.
Не кролики -
Королики.
Сможет же и корова
Купить кроличьи ролики
И пол, как кролик - роллер?
Л. Молчун
3. Игра «Пенек»
Зубки сера козочка
зубки сетка козочка
дубки сера косичка
зубки сера козочка
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Ученический вернисаж. Выставка детских рисунков к стихотворению В. Скомаровского «Козубок-Колобок»
2. Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения учениками
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы начинаем изучать творчество украинской поэтессы Анны Чубач.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Родилась Анна Танасівна Чубач в канун Рождества, 6 января 1941 p., в селе Плоское Муровано-Кироловецького района Винницкой области в семье хлеборобов. Окончила вечернюю школу рабочей молодежи, факультет журналистики Украинского полиграфического института и Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького в Москве. Работала в редакциях газеты «Литературная Украина» и журнала «Днепр». Автор 30 поэтических сборников («Журавка» (1970), «Жница» (1974), «Ежевичные берега» (1977), «Заветы земли» (1978), «Серебряная шибко» (1980), «Праздную день» (1982), «Ржаная заря» (1983), «Листья в колодце» (1984), «Лето без осени» (1986) и др.) и более 200 эстрадных песен. По названию первой лирической подборки друзья сразу же стали называть ее ясноокою Журавкой. За эти годы у поэтессы вышло более сорока книг. Несколько из них адресованы детям: «Узнаем сами», «Солнечная азбука», «Алфавитные улыбки», «Жук маленький и волосатый», «Черепаха Аха», «Приметы - не секреты» и др. Детям полюбились его стихи, скороговорки, считалки для дошкольников и младших учащихся. Сейчас малыши с удовольствием изучают в садиках и школах буквы за ее «Алфавитом» и весело-выразительные стихи. Стихи поэтессы переведены на русском, английском, немецком, чешском, болгарском, венгерском, монгольском и других языках.
2. Проработка стихотворения Г. Чубач «В лесочке на пенечке» (с. 88-89)
1) Загадки отгадай - персонаж называй.
• Впереди комбайна
Хозяйка файна
Понаносила в кладовой
Золотых зернышек горы. (Мышь)
• Серые крылышки у него есть,
Клювом зернышки клюет,
Пропел нам «Чив-чив-чив»,
Съел зерно - и полетел. (Воробей)
2) Игра «Предсказания». Упражнение «Микрофон».
- Где могут встретиться воробей и мышь? (Ученики в воображаемый микрофон выражают сессии предположение.)
3) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Как поэтесса относится к мышки?
4) Словарная работа.
а) Справочное бюро.
Виточка - сшитая с изнанки небольшая складочка на одежде.
б) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.
Горько весело
пенечке настроение
завистливо потеряли
разорвали крылышками
приуныла сріблиночка
- Прочитайте глаголы.
- Назовите слова с мягкими согласными звуками.
Физкультминутка
5) Игра «Пчелки».
Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения учениками, каждый в своем темпе.
- Проследите, как меняется настроение мышки.
- Продолжите рассуждение: «Сначала мышка вышивала для сыночка весело, потому, что...».
- Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте интонацией смену его настроения.
6) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- Прочитайте строки, в которых говорится о том, как мышка вышивала рубашку.
- Подумайте над выделенными словами.
- Что они помогли вам увидеть, почувствовать, понять?
7) Работа над иллюстрацией.
- Рассмотрите рисунок. Кто на нем изображен?
- Какое настроение передал на нем художник?
VI. ИТОГ УРОКА
- Какое стихотворение читали на сегодняшнем уроке?
- Кто его автор?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать стихотворение.