II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 85. А УЖЕ ВЕСНА, А УЖЕ КРАСНА... АНАТОЛИЙ КОСТЕЦКИЙ «НАЧИНАЕТСЯ ВЕСНА»
Цель: начать знакомство учащихся с произведениями Анатолия Костецкого; совершенствовать технику правильного, сознательного, выразительного чтения; формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы из прочитанного; воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Упражнения для развития артикуляции дыхания
• «Цоканье» языком в ротовой полости.
• Набрав воздуха, подольше произнести слово «нет» с постепенным выдохом (трижды).
• «Маятник» - рот открыт в улыбке, язык движется от левой щеки к правой (десять раз).
• Ветерок в лесу - ш-ш-ш.
• Ползет уж в траве - с-с-с.
• Прилетел жук - ж-ж-ж.
• Запел комарик - с-с-с.
• Пролетел птица - шух-шух-шух.
• Запыхтел ежик - пих-пих-пих.
• Журчит вода в ручейке - дз-дз-дз.
• Пчелка зазвенела - дж-дж-дж.
2. Работа над скороговоркой
Павел и Филиппка
Поливали липки.
Выросли липки
У Павла и Пылинка.
3. Работа над чистомовкою
На-на-на - теплая весна.
Ня-ня-ня - купали коня.
Ра-ра-ра - высокая гора.
Ря-ря-ря - утренняя заря.
Эта-эта-эта - ласковая киса.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Дети рассказывают о созданном самостоятельно образ росы.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Литературная сокровищница продолжает нас знакомить с творчеством украинских поэтов. Своим поэтическим даром поделится с нами Анатолий Костецкий.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- «Приветствую вас, мои славные и хорошие книголюбчики и казкознавчики...»,- этими словами почти каждое утро на протяжении нескольких лет поздравлял, как никто, по-своему, слушателей популярной радиопередачи «Приключения знаменитых книг» Анатолий Георгиевич Костецкий. Все написанное этим писателем, невероятно интересное, причудливое, веселый и очень-очень близкое каждому из детей. А все это потому, что Анатолий Костецкий умел якобы не выходить из возраста своих героев - быть или ровесником читателя, или же не намного за него старшим. Так хорошо он знал и чувствовал тот мир, в котором учатся, мечтают, дружат и дерутся герои его приключенческих повестей и стихов. Родился А. Г. Костецкий в Киеве в семье учителей. О своем детстве рассказывает с юмором: «Детство было тяжелое: классный руководитель папа; “нормальные” дети после школы отдыхали от учителей, а в школе - от родителей, а у меня учителя и дома, и в школе...». В пять лет парень сам читал и писал, научился играть в шахматы и плавать. С тех пор не расставался со спортом, книгой, пером. Еще в детском садике, когда его, малого, взрослые спрашивали «Кем ты хочешь быть?», он уверенно отвечал: «Писателем!».
Еще в первом классе у Анатолия Костецкого был тетрадь с собственными стихами. В пятом он получил на школьном конкурсе диплом за стихи, посвященные Тарасу Шевченко.
Анатолий Костецкий - автор более пятидесяти поэтических и прозаических книг: «А бабочкам весело», «Весенние подарки», «Все обо мне», «Письмо к птицам», «Где лето живет?», «Родители нас не понимают», «Бюро находок», «Постучи в мое окно», «Все - как на самом деле», «Суперклей Христофора Тюлькіна, или Вас викрито - сдавайтесь!», «Минимакс - карманный дракон, или День без родителей», «Мои и твои тайны» и др.
Физкультминутка
2. Проработка стихотворения А. Костецкого «Начинается весна» (с. 97)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
Время года посвятил свое стихотворение Анатолий Костецкий?
2) Словарная работа.
Чтение столбиков слов «буксиром» за учителем.
Щеки утром
внезапно засеют
веснушки ласковые
начинается розщебечуться
- Прочитайте слова на одном дыхании.
3) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- Как поэт называет изменения, происходящие в природе с приходом весны? Почему? Дайте ответ словами стихотворения.
- Прочитайте первые две строчки произведения. Подумайте, почему автор начинает стихотворение именно так, еще и дважды повторяет слово вновь?
- Какие чувства испытывает поэт и вы вместе с ним?
4) Игра «Подбери рифму».
Чудеса... (трава);
носи... (голоса);
веснушки... (утром).
5) Чтение текста О. Копыленко (с. 91).
Признаку наделен ветерок?
- Чем особое мартовское солнце?
- Найдите подобную признак в стихотворении «Начинается весна».
VI. ИТОГ УРОКА
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
- Какое стихотворение читали? Кто его автор?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать стихотворение. Нарисовать иллюстрацию к нему.