10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНАС МИРНЫЙ
При каких обстоятельствах произошел моральный надлом личности Корточках, был ли у него другой выход?
Роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» Панас Мирный и его брат Иван Билык начали писать под впечатлением рассказа о реальном человеке - разбойника Василия Гнедко. Роман, в котором социально-исторический анализ действительности сочетается с глубоким психологическим исследованием внутреннего мира человека, называется социально-психологическим. Произведение впервые был напечатан в 1880 году в Женеве. При переиздании в России авторы дали ему название «Пропащая сила».
Главный герой произведения - Цепкая, крестьянин-бунтарь,неутомимый искатель правды, который в итоге сошел на кривую дорожку воровства и стал «пропащей силой».
Цепкая-парень, который никогда не видел своего отца. Его отец был разбойник, которого за непослушание отправили в москали. Мать у него - бедная крестьянка. Цепкая растет в нищете, в атмосфере враждебности, недоброжелательности. Дети не принимали его в свое общество, матери он почти не видел, потому что она все время тяжело работала. Зато л юбила его бабушка. Как кто-то обидит ребенка, она и пожалеет, и головку погладит, и сказочку про Бога расскажет. Цепкая всем интересовался, обо всем расспрашивал бабушку. «Я, бабушка, буду добрый... я зла не буду делать», - говорит он ей после рассказа о Боге.
Как подрос Цепкая - стал бегать: то выбежит было со двора на выгон, и прямо к детишкам так и чешет. А они начнут над ним смеяться, щипать, а иногда побьют и прогонят. Село знает одну славу - честь. Вот на селе и спрашивают: «честного» рода? А тогда уже и братаются ... Цепкая был «урод» ... Как же Цепкую принять к игре?!
«- Урод идет! - кричит, завидев издали Цепкую, белоголовый мальчик.
- Запорток! - подхватит второй. - Пойдем к нему!
Побегут, обступят кругом и начинают с него глумиться. Когда Цепкая возвращался домой в слезах бабушка утешала его, ласкала и начинала уговаривать:
- Не ходи туда, сынок! Не ходи, моя деточка! Бач какие то злые дети: бьют тебя, малого, зобижають... Не ходи!..»
Ранимая душа и пытливый ум ускоряют прозрівання Корточках. Его горячее, доброе сердце, разбуженное увиденным, долго не могло успокоиться.
Когда Чипка стал хозяином в своем хозяйстве, то у него дела пошли лучше. У него была найвідгодованіша скот и лучше рожь. И мать подобрела, потому что всю жизнь с утра до вечера работала за копейки, а здесь все-таки хозяевами стали.
В это время Цепкая встретил Галю - «полевую царевну и полюбил ее; наступили счастливые времена. И длились они недолго. Однажды Дона появился какой-то мужчина, претендовавший на землю по праву родства, и волость отобрала у Чипки землю, потому что не мог заплатить. С горя парень начинает пить, хотя до этого даже в рот не брал водки.
Выпив и гуляя, Цепкая подобрал трех товарищей - Лушню, Грамотного и Крысы. В романе глубоко вмотивовуються преступные действия парня. Однажды напившись, он говорит матери: «А все люди, все люди. А баба учила меня прощать людей, а дед Улас любить... Глупое! Глупое! Не стоят они слова доброго, их мучить, им в... мор...». И в этих словах уже видны первые шаги падение Корточках, который не смог найти истинного пути, а смириться не в силах. Однажды Цепкая участвовал в краже и забил барского сторожа. За это Цепкую арестовали. В тюрьме растет его гнев на сельского голову и писаря. Но он дал слово матери, что такое больше никогда не повторится. Возникает надежда, что любовь к Гале остановит Цепкую, сделает его более спокойным, серьезным, покажет правильный путь в жизни.
Женившись на Гале, Цепкая нежно любит ее, уважает мать, добросовестно работает в хозяйстве, искренне помогает всем, кто обращается к нему за поддержкой. Его «суровая натура, закаленная давним нищенской жизнью, м'якшала: он теперь стыдился своего давнего беспутстве, той кровавой тропы, которой он думал дойти до счастья». Его избрали членом земской управы. Он все мечтал тогда, как будет служить людям, как добро им будет нести, и про старое совсем забыл. Главным богатством для человека становится человеческое уважение. И новое несчастье, новая пренебрежение снова толкнула Чипа на путь воровской мести за свои обиды. Ничто потом не могло его остановить. И его уверенность в том, что зло надо бороться злом, обернулась злом против него самого.
Это зло привело Цепкую к кровавой резни на хузі Хоменко, стало причиной самоубийства Гали, а позже - смерти матери. Общество, в котором жил Цепкая, уничтожало его. Неумение найти истинные пути борьбы против угнетателей и обидчиков, «кривая стежка» бунтарства и превратили Чипа на «пропащую силу». Цепкая избрал путь борьбы, но не понимал, что бороться за правду надо только правдой, а ложь порождает еще большее зло.