Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНАС МИРНЫЙ

Поиск идеалов и проблема выбора в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?»

Жизнь, - стерняста нива:

не пройдешь, ноги не уколов.

П. Мирный

Роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» - это глубоко психологическое произведение. Панас Мирный с необычайным мастерством, тонко и ненавязчиво заставил своих читателей задуматься над одной из самых главных проблем жизни - проблемой выбора. Рано или поздно он встает перед каждым. В романе решить эту проблему выпадает прежде всего главному герою - Чепцы Варениченку.

Это человек, который мечтал мирно жить и работать на своей земле. Но судьба преследовала Цепкую еще от рождения.

Родившись «безотцовщиной», он почти не знал материнской ласки. Люди от него «одхрещувалися», даже дети называли «уродом». «И просыпалась небольшая злость в его маленьком сердце, росла, росла - и сторонился он людей дальше и дальше...» А как прогнал парня за упрямство богатый Бородай, он обиделся еще больше и «понес в сердце чувство ненависти на судьбу, которая разделила людей на хозяина и батрака». Только бабу считал Цепкая близким человеком, потому что только она его любила и заботилась за него. Учила она парня Бога уважать и к людям добрым быть. Баба стала для Чипки олицетворением того идеала, который он искал всю свою жизнь, - правды. Ведь бабьи слова, такие нежные и полные любви, Цепкая всегда считал наиболее справедливым.

Смерть бабушки пошатнулась в его душе веру в правду. «А баба такая добрая была... И так наказываться? Где же тогда правда?»

После бабы Цепкая доверял только деду Уласу, которому они вместе с Григорием помогали пасти овец. Но когда он узнал, как обидели деда, решил отомстить за всех обездоленных.

Цепкая вырос, стал хозяином. Но недолго длилось счастье: у него отобрали самое дорогое - землю. Однако он пытался еще самостоятельно найти правду. «Я сам найду свое, допитаюся своего». Однако услышав, что за землю чиновник требует взятки, Цепкая потерял веру в любую справедливость: «Нет правды на свете... Нет между людьми». В его сердце вновь закипела ненависть ко всем людям.

Теперь перед парнем встает вопрос: что же делать дальше? Земли у него нет. «Без земли - воли нет!... Без земли - все пропало... и моя надежда пропала». Но «Цепкая давно слышал, что водка делает снисхождение». Итак, свое горе, черную безнадежность бедняга начинает топить в рюмке. Под влиянием дурного «общества» он соглашается на первую кражу. «Украсть?... Доброе дело украсть... Пришел, взял чужое - и у тебя есть...» с тех Пор Цепкая опустился на самое дно жизни, горько оскорблял мать своими поступками, презирал ее. Парень продолжал грабить, считая себя справедливым мстителем, который отбирает у богатых захвачен ими.

Но судьба неожиданно дарит ему еще один шанс. Перед ним снова встает выбор: стать честным человеком ради своей любви или продолжать безпутне жизни. И Цепкая делает еще одну попытку. Женившись с Галей, он нежно любит ее, уважает мать, работает в хозяйстве, помогает всем, кто обращается к нему за поддержкой.

Люди даже выбирают Цепкую до земства, ибо теперь он стал уважаемым человеком. Однако господам не понравилось, что крестьянин одстоює интересы таких, как он сам. Поэтому его выгоняют из земства. Теперь для Чипки уже не было поворота. «Большой мир, и некуда деться!.. Когда бы можно, весь этот мир виполов, а вырастил новый. Тогда бы, может, и правда настала!» Не найдя справедливости, Цепкая стал мстить без разбора, бить направо и налево, бить вслепую.

С правдоискателя он превратился в преступника.

Но кто бы не творил зло и с какими бы намерениями не делал это, оно - уродливое, мерзкое, гадкое. Ничто не может оправдать того, кто проливает безвинную человеческую кровь. А что касается выбора, то он всегда есть.

Цепкая протестует, борется, ищет справедливости в жизни, но, так и не найдя ее, становится «пропащей силой». Никто ему не может помочь: ни мать, ни любимая жена Галя. Герой барахтается в тенетах собственных мыслей, переживаний, а выхода найти не может.

Он так и не находит своего идеала в жизни. Его выбор - злость и ненависть.

Цепкая становится на гибельный путь разбою, который привел к уголовному преступлению.

Мы глубоко переживаем трагедию молодого человека, но оправдать Цепкую не можем, потому что убийство никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть оправдано.

Проблема выбора встает и перед другими героями произведения. В частности перед товарищем детства Чипки - Грицько. Свое счастье он видит в собственном благополучии, богатстве. Желание стать хозяином - единственный интерес в жизни Гриши: «Грицко теперь совсем другими глазами смотрит на людей: богатых льнул, а на голоту смотрит свысока».

Община для Гриши ничто. «Плюнь ты на общину», - советует он Чепцы. Ведь для самого Григория главное - собственность, хозяйство, обеспеченность, которых он не видел в детстве, потому что тоже был сиротой.

Панас Мирный подчеркивает моральное превосходство Корточках, который искал правду, протестовал, хотел служить людям, обществу, Гриша же был не способен на протест. Его идеал - тихая спокойная жизнь.

С большим художественным мастерством автор рисует и других героев произведения.

Перед нами - трагическая фигура матери, которая не может противостоять сыну, его разбою, убийству, она сама идет в волость и заявляет на него; жена Чипки, которая не может примириться с кровавым розбишацтвом мужа и кончает жизнь самоубийством.

Панас Мирный - глубокий психолог. И хотя со времени написания романа прошло больше века, он заставляет нас переживать вместе с героями все трудности жизни, задумываться над прочитанным, над проблемами современности.

Ведь от того, как мы будем жить, в каких идеалов будем стремиться, будет зависеть наше будущее, судьба нашего народа.