10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНАС МИРНЫЙ
Чипка Вареник - бунтарь, борец против социальной неправды
ИV вариант
Жизнь - что стерняста нива:
Не пройдешь, ноги не уколов.
П. Мирный
Панас Мирный - один из величайших писателей, продолжатель традиций Т. Шевченко, создатель романов и повестей из народной жизни. Роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» был одним из первых зрелых произведений П.Мирного, первая редакция которого - повесть «Цепкая».
Цепкая и является главным героем романа. У него было тяжелое детство. С матерью и бабушкой он жил в маленькой хижине. Воспитанием Корточках занималась бабушка, матери приходилось работать. Оришка очень любила внука «и цацек ему предоставляет, и игрушек каких там.... и есть - сама не доест - ему зоставляє...». Когда Цепкая подрос, то ему так хотелось играть с детьми, но дети его не принимали. Они с него смеялись, щипали, били. «Урод идет!» - кричали, увидев Цепкую. Со своим детским горем парень льнет к бабушке. А чтобы как-то успокоить внука, она рассказывает много сказок.
Еще малым Цепкая много размышлял о Боге, о людях, о жизни, о лжи, хотя полного понимания этих слов он еще не знал. Так Цепкая жил, рос. Рос в голоде, холоде. Бог страшный взлома, и Цепкая думал, что он добрый, а злые люди его раздражают. Уже с детства Цепкая вынес в сердце горькое чувство ненависти на судьбу, которая разделила людей на хозяина и рабочего.
У Чипки была ранимая душа. Когда ему исполнилось пятнадцать лет - умирает бабушка. Он не мог смириться со смертью. «И от кого это? - спрашивала его испуганная мысль. - Говорят от Бога?.. Смерть от Бога?.Невже это надо?.. А баба такая добрая, ко всем добра. Где же тогда правда?..» После смерти бабушки большим авторитетом для Чипки стал дед Улас, от которого парень узнал о крепостничество, а также о несчастной судьбе отца. «Нет! Нехорошо сделал отец... Почему он их (господ) не вырезал, не выжег?» У Чипки впервые зародилась ненависть к господам, и он уже хотел им отомстить. В те дни он много думал и страдал. «Почему же не скараєш злого - пусть не наказывает доброго!» - обращается он к Богу. Приунывший был Цепкая и после того, когда дедушку забрали к господину Польского во двор, потому что не с кем и душу развлечь, и посоветоваться. Он снова хлебнул, когда была отобрана земля. Цепкая честно хочет работать на своей земле, но нет денег, чтобы дать чиновнику взятку. Именно в этот момент герой потерял веру в справедливость. Снова лютая ненависть, теперь на всех людей. «А все люди... Они у меня и отца отняли, людоеды...» Свое горе он начинает топить в рюмке.
Неожиданная встреча с Галей стала для Чипки счастьем. Женившись, он нежно любит ее. Галя - полевая царевна». По сравнению с ним - это частичка чего-то милого, чистого, красивого, ласкового. Она помогает Чепцы на некоторое время вернуться к честной жизни. Его «суровая натура, закаленная давним нищенской жизнью, м'якшала». Но в неравной борьбе против «каменной стены» Цепкая оказался побежденным. Господа украли у него золотую надежду служить народу, отстранили от участия в работе земства. И Цепкая снова попадает на путь разбоя и грабежа. Оторвавшись от народа, он становится обычным разбойником, «страшным человеком». Выпив и гуляя, подобрал Цепкая себе общество пьяниц и воров. Ни Матрена, ни Галя не смогли отвлечь его от разбойников. И вот последнее преступление. Мотря не смогла быть равнодушной. Узнав от девочки, что Цепкая порезал «всю Хоменкову семью», она заявила в волость. А Галя «как глянула на Цепкую, что со скрученными руками стоял и уныло в землю смотрел, как угляділа об'юшену кровью девочку. «Так это и правда?! Вот она!!!» - вскрикнула не своим голосом». И не в состоянии вынести последнего преступления мужа, она наложила на себя руки.
Со своей вине Цепкая потерял мать, жену и друзей. И только при других условиях в обществе такие люди, как Цепкая, смогут найти свое место в жизни и своим природным дарованиям принести большую пользу. И для этого следует изменить порядок. «Когда бы можно, - весь бы этот мир виполонив, а вырастил новый... Тогда бы, может, и правда настала!..» - в этих словах Корточках и раскрывается главная мысль романа. А народная мудрость говорит:
Жизнь, говорят, прожить -
Не поле перейти.