10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНАС МИРНЫЙ
Чипка Вареник - бунтарь, борец против социальной неправды
III вариант
В романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» изображена жизнь народа и его борьбе за свое право быть свободным. В основу романа были положены исторические факты. Панас Мирный использовал рассказ о Василии Гнедко, который, по мнению автора, является «несчастная ребенок своего возраста, искалеченный выводок своего быта, подавленного всяким барином».
В романе П. Мирный пытается не только описать поступки Корточках, но и объяснить те социальные причины, которые привели к падению обычного крестьянина. Нужно рассматривать причины «нравственного падения человека», как говорил Иван Рудченко.
Автор знакомит нас уже с двадцатилетним Цепкой: «На первый взгляд ему, может, лет до двадцатка собиралось». За одеждой и описанием он обычный парень: «Не богатого рода!» - говорила простая свита... «тачепурної удачи» - одмовляла чистая, белая, на груди вышитая рубашка...» «Таких парней часто и густо можно встретить на наших хуторах и селах. Одно только у него большое - это очень пылкий взгляд, быстрый, как молния. Ним светилась какая-то необычная смелость духовная мощь вместе с какой-то хищной тоской...»
Еще с детства Цепкая испытывает на себе влияние общественного строя: сын попираемой крестьянки-беднячки рос в нищете. Дети не принимали его в свое общество дразнили, били. Бабушка жалела парня и рассказывала ему сказки. Очень сильно впечатляли парня эти фантастические истории, он воспринимал их серьезно: «сказка была не выдумкой, а билицею». И все его интересовало, всем он находил свое объяснение с помощью воображения.
Однажды он говорит своей бабушке: «Я не буду злой бабушку!..» Из этих слов мы видим, что он еще не успел стать злым на весь мир. А вот слова того же самого Корточках, но уже обиженного судьбой (в детстве его прогнал с работы богатой Бородай, он «понес» в сердце горькое чувство ненависти на судьбу, которая разделила людей на хозяина и рабочего. ..: «А все люди, все люди... А баба учила меня прощать людей, а дед Улас любить...Глупое! Глупое! Не стоят они слова доброго, их мучить, им... в мор...» Это он сказал после еще одной лжи: волость за взятки отобрала единственное спасение и радость - землю.
Когда Цепкая женился на Гале, то он очень изменился: его «суровая натура, закаленная давним нищенской жизнью, м'якшала: он теперь стыдился своего давнего беспутстве, той кровавой тропы, которой он думал дойти до счастья».
И снова люди и судьба болезненно поражают Цепкую: они выводят его из управы «по неблагонадежности». Чего же дальше ждать? Неужели и судьбы подчиняться и давать издеваться с себя и других бесправных крестьян? Он почувствовал на себе, что панская «правда» хуже воровства разбоя. Но не учитывает Цепкая на главное, что грабежи, убийства сводят на нет его протест. Убийства нельзя оправдать никак и ничем! И с правдоискателя герой превращается в обычного преступника. Нельзя со злом бороться злом. Это в конце концов ведет к гибели - духовной и физической.