II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 82. ЛЕТНИЕ ЧУДЕСА. ВАДИМ СКОМАРОВСКИЙ «КОЗУБОК-КОЛОБОК»
Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения, умелого использования интонаций в речи; развивать художественное восприятие явлений природы, творческое воображение; воспитывать любовь к прекрасному.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Упражнения для развития артикуляции дыхания
• Полный вдох и выдох носом.
• Проговаривать гласные звуки без голоса.
• Крепко закрыть рот. Языком касаться то левой, то правой щеки.
• Громко цокать языком.
2. Работа над скороговоркой. Игра «Дождик»
Растет липа возле Филиппа.
3. Игра «Перестал все, как надо»
Засобакали гавки.
Закицькали нявки.
Закачкали кряки.
Забаранили беки.
Зажабали кваквы.
Закізкали меки.
За звезды спряталось небо.
4. Работа над чистомовкою
Ветерок в лесу - ш-ш-ш.
Ползет уж в траве - с-с-с.
Прилетел жук - ж-ж-ж.
Спел комарик - с-с-с.
Чайник пару выпускает - к-к-к.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в парах. Игра «Ты - мне, я - тебе»
Ученики в парах читают выразительно стихотворение.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Назовите летние месяцы.
- Как вы считаете, какой из них самый веселый?
- Вадим Скомаровский предлагает нам отправиться в лето.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Проработка стихотворения В. Скомаровского «Козубок-Колобок» (с. 87-88)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какие картины возникали в вашем воображении во время слушания стихотворения?
2) Словарная работа.
а) Справочное бюро.
Козубок - небольшая корзина, сплетенная из прутьев или коры.
Оболонь - пойменные луга, которые затапливаются во время наводнения.
б) Чтение столбиков слов «буксиром» за учителем.
Склону мимо
вокруг тополя
узкой гостинцы
тропке кругленький
Прочитать слова скороговоркой, «дождиком».
Физкультминутка
3) Работа в парах.
Ученики читают выразительно стихотворение друг другу.
- Определите настроение стиха.
4) Чтение стихотворения учащимися «цепочкой» по строфами.
5) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.
- Каким вы представляете месяц июнь? Что передают выделенные слова?
- Почему поэт сравнивает козубок с колобком?
- Как автор объяснил появление земляники на склонах горы, в луге?
- Понравилась ли вам его выдумка?
- Какие явления природы предстают живыми существами в стихах Вадима Скомаровского? Что вы можете рассказать про их поведение?
6) Игра «Подбери рифму».
Лес... (нос);
тропке... (гостинцы);
бугорок... (козубок, колобок);
уселся... (покатился);
с горы... (тополя);
склона... (наклонную);
луг... (вокруг);
оболони... (красные).
2. Интересно знать!
Июнь - шестой месяц года в григорианском календаре (четвертый в древнеримском), имеет 30 дней. На этот месяц приходится день летнего солнцестояния - 21 (22) июня - самый длинный световой день в году (17 ч 30 мин).
Название июнь происходит от слова червец. Именно в это время появляется сокоживна насекомое - кошениль (червец). Из нее в древности добывали красную краску, которой красили древнерусские стяги. Ее также продавали соседним государствам. До этого месяц назывался: кресень, гедзень, червивый месяц, гнилец, изок (кузнечик). По другой версии, месяц называется июнь, потому что в этом месяце ягоды краснеют. Еще одна версия - самый красивый месяц года - все цветет, яркое, сочное, красивое, «красное». Отсюда и название «самого красивого» - «красного» месяц - июнь.
Ни один другой месяц не начинается в тот самый день недели, в который начинается июнь. Из оставшихся месяцев только май обладает этим свойством. Июнь каждого года заканчивается в тот же день недели, как и март.
VI. ИТОГ УРОКА
- Понравился ли вам урок?
- Что больше всего вас заинтересовало?
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать стихотворение. Нарисовать к нему иллюстрацию.