10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Значение картин быта для понимания характеров героев повести «Кайдашева семья»
III вариант
Повесть И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья» относится к социально-бытовых повестей, а это означает, что быт в ней изображен не столько ради себя самого, чтобы читатели увидели, как живут украинские крестьяне, сколько ради определенной цели. Именно в обычной жизни человек раскрывается наиболее полно: в своем доме она становится такой, какой есть на самом деле, а не такой, какой хотела бы, чтобы ее видели окружающие. Следовательно, именно бытовые ситуации в повести играют основную роль в раскрытии характеров героев.
Автор характеризует Кайдашиху так: «К естественной обычности украинской крестьянки в ней пристало что-то очень сладкое, аж скучна. Но как она только сердилась, с нее спадала и сладкая чешуя, и она ругалась и кричала на весь рот». Эта характеристика затем подтверждается в бытовых сценах. Когда Кайдаши пришли на смотрины, то Кайдашиха вела себя очень вежливо, только и сыпала сладкие комплименты Мотре. Она любила кичиться и рассказывала о том, как ее уважают паны и попы, а сама краем глаза смотрела на Мотрину сундук. Кайдашиха впитывается лучше, собираясь в Бієвці. Проезжая мимо кабак, ни с кем не поздоровалась, а выставила всем свои желтые сапожки на показ. Но куда девается ее высокомерие и напускная вальяжность, когда она начинает ругаться. Маруся сразу забывает те тихие сладкие слова, которые умеет произносить за рюмочкой, а начинает ругаться, грозить кулаками и кричать на всю улицу.
Так же в бытовых картинах раскрывается и Кайдаш. Он много пьет. Эта привычка у него идет еще от крепостных времен. И хоть очень трудолюбивым человеком, но пропивает все деньги в кабаке. Комические сцены, когда ему всюду мерещатся черти, когда, стоя в сенях, он думает, что забрел в болото, характеризующие Кайдаша как отъявленного пьяницу. О его суеверности свидетельствует тот факт, что он не ел ничего в пятницу, считая, что это спасает его от потопання. Кайдаша никто не воспринимал как главу семьи, потому что он был человеком слабовольною. В спорах не участвует, как правило, участия, но, с другой стороны, не может утолить ни своей жены, ни невестки: «Был я когда-Кайдаш, а теперь перевелся на маленького Кайдашця», - говорит он о себе, потому что дети распределили все его хозяйство и «загнали отца на печь на одпочинок».
Лаврин и Карп, хоть и братья, но очень одрізняються друг от друга.
Лаврентий - это немного мечтательный, мягкий парень, а Карп - острый и сурового нрава. Эти их черты раскрываются еще в первой картине, когда Лаврин выбирает брату женщину. И жен они себе таких нашли: Мотря, всегда постоит за себя, никогда не промолчит свекрови, отомстит за малейшую обиду, и Мелашка, что не может ответить на оскорбление, а потому терпит, хоть и сильно страдает. Но даже на Лаврина с Мелашкою семейные ссоры повлияли конце концов, и они начинают принимать в них участие, как в той сцене, когда два лагеря семьи собираются за заборами: «Две семьи, как две черные тучи, приближались одна к другой, грустно и уныло».
Итак, оказывается, что бытовые сцены не только раскрывают характеры людей, даже с лицемерной Кайдашихи взлетает сладкая пелена в минуты ссоры, но и превращают Мелашку и Лаврина на полную им противоположность. Также обостряются некоторые негативные черты Карпа, который, хотя никогда не был кротким человеком, но и не бросался на мать. И. Нечуй-Левицкий показал себя в этой повести не только знатоком быта украинских крестьян, но и большим знатоком людей.