Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ

Значение картин быта для понимания характеров героев повести «Кайдашева семья»

II вариант

Повесть «Кайдашева семья» написана в 1878 году, один из самых совершенных произведений Нечуя-Левицкого. Иван Франко высоко оценил «Кайдашеву семью».

Повесть, по его мнению,« с точки зрения артистическое изображение крестьянской жизни и добрую композицию принадлежит к лучшим украшениям украинского писательства ». Ее можно назвать целой эпопеей жизнь украинского села в первые десятилетия после реформы 1861 года - отмены крепостного права.

В изображении этой жизни Нечуй-Левицкий придерживался традиций гоголевской реалистической школы, которая требовала от писателя точно и подробно рисовать не только портреты, поведение и привычки персонажей, но и социально-бытовую среду, в которой находятся герои. Повесть скомпонована из сцен, ситуаций сельского быта, в которых раскрываются темнота, ограниченность, эгоизм, порожденные законами тогдашней действительности.

Всем приходится возить снопы через крутую гору, где ломаются оси, но никто не хочет раскопать немного дорогу, чтобы всем было лучше. Старый Кайдаш говорит: «А разве же я один буду возить тудой снопы?» Его сын Карп тоже не хочет: «... целый уголок ездит через гору, а я буду ее розкопувать?» Вместо картин природы писатель рисует картины домашнего быта, где даже неодушевленные вещи словно протестуют против беспорядка людных отношений: «В доме стало тихо, только борщ брызг изредка здоровыми пузырями, как будто старый дед рычал, а густая каша будто стонала в горшке, поднимая затужавілий вершок вверх».

Писатель любит свой народ, видит в нем большие возможности для развития. Но видит и то, что у тогдашних социальных условиях для этих возможностей нет реальной почвы. Действующие лица повести - чрезвычайно ограниченные люди, которые, кроме своих семейных споров, не видят ничего другого в жизни. Чтобы понять психологию героев произведения, стоит вспомнить, что их отцы и деды были людьми подавленными и угнетенными, лишенными каких-либо прав, полностью зависели от своих господ. Такой не достоин человека состояние не могло не травмировать их психики, не исказить их представления о жизненных ценностях. Освобождение, принесенное реформой, неизбежно сопровождалось духовной дезориентацией.

Каждый член семьи Кайдашей обрисован автором с любовью, сочувствием, у каждого из них природой заложено личность. Но общее клеймо бездуховности нивелирует заложенный в них естественное влечение к добру, справедливости и красоты. Сцены бытовых свар, стычек, драк между членами семьи занимают в произведении центральное место. Все конфликты возникают на почве борьбы за собственность. Жажда собственности заглушает в Карпу родственные чувства и доводит до того, что он на глазах всего села гоняется с дубиной за родной матерью. Свары идут через огород, через мотовило, через любые мелочные и жалкие вещи.

Апофеозом бессмысленности той жизни, что его ведут эти сообразительные и трудолюбивые люди, есть разделение груши, которая растет на некогда совместном огороде Кайдашей. Она является символом абсурда их существования. И то, что груша засохла и наступили мир и тишина, является временным явлением. Потому что те ссоры, драки, которые возникают, являются результатом змізернення человека в безнравственных социальных условиях, змізернення человеческой души, обусловленного постоянной зависимостью крестьянства от материальных лишений. Духовная разобщенность, отсутствие стремления понять друг друга - вот то бедствие, которое отравляет каждый день жизни и родителей, и их сыновей и невесток.

Писатель в своем произведении талантливо обрисовал вечные проблемы не имеют простых ответов: конфликт поколений, человеческие взаимоотношения на фоне собственности, индивидуализм в пределах совместной собственности. За полноту и правдивость в изображении жизни народа, за умение видеть жизнь в мельчайших его подробностях Иван Франко назвал Нечуя-Левицкого «артистом зрения», «всеобъемлющим оком». Волшебное слово его не пригасло, оно и сегодня светит правдивостью, любовью к народу, своим высоким художественным мастерством.