Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ

Значение картин быта для понимания характеров героев повести «Кайдашева семья»

IV вариант

В начале повести «Кайдашева семья» И. Нечуй - Левицкий подает прекрасный пейзаж, который сразу переносит читателя на Киевщину, в зеленый яр возле Роси во вторую Половину XIX века. В беленьких хатках села Семихатки живут и умирают, работают, отдыхают, ссорятся и целуются крестьяне тех далеких уже времен. Об их жизни и быте мы можем услышать сейчас только из ленинских книг, а увидеть разве что на картинках и в кино. Именно поэтому эта книга интересна нам, что из нее мы узнаем о жизни наших прадедов.

Сначала мне показалось, что Кайдаши - это обычная крестьянская семья, которая тяжело, но с душой работает. Родные уважают друг друга, особенно в почете должен быть отец как глава семьи, а мать, добрая ласковая, повинуется мужу, который, в свою очередь, всегда спросит ее совета. Сыновья уважают родителей за их мудрость и терпение. Действительно, первая картина создает впечатление такой идиллии. Кайдаш, добрый стельмах, что-то мастерит, сыновья чинят снопы, разговаривая о браке, а мать готовит ужин. Но сам рассказчик почти сразу разрушает эту идиллию. Он объясняет, что, несмотря на то, что Емеля зарабатывает неплохие деньги, он оставляет их у трактирщика. Маруся по своей солодкавістю прячет сварливый характер. Так барщина, уже отменена, оставила свой след на людях.

Сыновья же тем временем пока гуляют, не обращая внимания на сварливость матери и пьянство отца. Читатель видит, как ухаживает парень XIX столетия к понравившейся девушке, как рядится Мотря к церкви, надеясь увидеть там Карпа, и как в конце концов происходят смотрины. Оказалось, чтобы ходить к девушке из соседнего села, Лаврин по парубоцьким обычаю должен был выставить магарыч. Молодые люди до женитьбы собирались на улице, где разговаривали, пели, веселились, ухаживали.

Но молодые годы проходят, и каждый ищет себе пару уже на всю жизнь. В мельчайших подробностях передает рассказчик сцену смотрин в Мотре. Довбыше сажают Кайдашиху на покутья, то есть на место под образами, куда, по традиции, садились почетные гости, именно поэтому Маруся «спустила глаза, запишалась. Пили сваты по очереди, при этом что-то приговаривая. Это выглядело очень торжественно и празднично. Но, конечно, самым интересным в произведении является изображение жизни двух семей вместе: старшего поколения и младшего. Обязательным условием спокойной жизни семьи, безусловно, является коллективный труд. Кто не работает, тот не ест - утверждает народная мудрость.

Но не так считала Кайдашиха. «Мотря молодая, то пусть делает, а я уже старая, підтопталась. Мне можно и одпочити». И Мотре это не понравилось: «А я им, мама, не служанка. Я и у своей матери не была наймичкой. Когда пішлось на потасовку, то нам надо делать дело по половине. Пачкают и у меня стало бы таланта, чтобы было кого».

Свекровь так и не заменила невестке мать. Мотря не только не хотела слушать Марусиних советов, но и прекращала даже работать, когда Кайдашиха ругалась. Это было начало расстройства, охватившее всю семью. Постепенно приобщается к ссорам Карп, который загоняет мать до пруда, угрожая ей палкой. Эти ссоры задели и Мелашку с Лаврином, и даже малых детей, принимая от бабы гостинец, обзывали ее воровкой.

Итак, видим, как несоблюдение нравственных законов семейных правил поведения, выработанных предками, привело к разрушению семьи, к тому, что сын поднимает руку на мать, а та, в свою очередь, делает все,чтобы отомстить нелюбій невестке на мелочах. Быт Кайдашей с их дрязгами - это жизнь не каждой крестьянской семьи. Названием произведения Нечуй-Левицкий подчеркнул, что речь идет о совершенно конкретную, а не любую семью. Но расстройство в патриархальной селянсьій семье уже начался и быстро перекинулся на всю страну. И мы, представители XXI века, можем наверняка утверждать, что, к сожалению, таких Кайдашей сейчас много. Итак, эта книга является не только интересной, но и поучительной: бытовые ссоры приводят к настоящей семейной войны, а потому следует их избегать.