Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ

Значение картин быта для понимания характеров героев повести «Кайдашева семья»

И вариант

в 1879 году вышел из печати один из лучших произведений И. Нечуя-Левицкого - повесть «Кайдашева семья», в которой талантливо изображена жизнь крестьян. Писатель хорошо видел негативные черты крестьянского быта и психологии.

Индивидуализм, суеверность, зависть, в основе которых лежит частная собственность наземлю, стали предметом анализа и высмеивание в этой повести.

Перед нами проходит череда колоритных крестьянских персонажей: старый Кайдаш с его предрассудками и склонностью к рюмке, льстивое и чванливая Кайдашиха, суровый Карп, гордая и «бриклива» Матрена, тихая

Мелашка и резвый, пылкий Лаврин. И. Нечуй-Левицкий показал себя талантливым мастером создания человеческих характеров. Со страниц повести Омелько Кайдаш предстает человеком, истощенной тяжким трудом Он претерпел на своем веку много бед. Об этом говорят и здоровые загорелые жилистые руки, и «густые мелкие морщины», и «худощавое и бледное лицо». В большинстве случаев Кайдаш показан во время труда. Писатель постоянно насмехается над привычками, предрассудками Емелю, его слепой верой в сверхъестественные явления. Кайдаш - добрый стельмах и заботливый хозяин но все заработанные деньги пропивает. Пьянство приводит его к тяжелому заболеванию. Ему, как и героям Гоголя, спьяну лезет в глаза всякая фантастическая чертовщина Кайдаш ходит в церковь, усердно поститься в «святую пятницу», ибо, по его мнению, кто придерживается этого, «тот никогда не будет утопать в воде». Но это не избавляет Емелю от «внезапной смерти»

Кайдаш почти не вмешивается в семейные ссоры смотрит на них, как на какое-то стихийное и обреченности.

Сначала он еще пытается удержать сына в повиновении, но после того, как Карп бросается на него с кулаками, убеждается в своем бессилии, не верит в возможность лучшей жизни.

Гениально изображает писатель сцену, в которой за рюмкой водки Кайдаш советуется с кумом, как починить дорогу, не одного воза поломали они за «каторжный гору». И как раскопать ее, они знают - наискосок, «чтобы, вишь, было не так круто», - советует Кайдаш. И это только разговоры, а путь остается не починенной, ибо ни кум, ни Кайдаш, ни его сын первыми раскапывать не берутся. Когда Карп стал самостоятельным хозяином, а община избрала его в волости за десяцького, только тогда он оказался инициатором и организатором раскопки холма.

Ярко обрисованы в повести разные по характеру сыновья Кайдаша. Хозяйственно-практическом, неуклюжему, строгом Карпу противопоставлен шутливый, эмоциональный, моторный Лаврин. Остроумие Лаврина оказывается везде. Он иронически относится к ссорам в семье, насмехается над Мотри, подсмеивается над Карпом, когда тот говорит об идеале жены. И впоследствии и сам становится на тропу Карпа: «...ваша доля - моя доля; вы сегодня хозяин, а я завтра».

Кайдашиха - порождение эпохи. Как никто другой, она умеет изменить свое поведение, манеру говорить в зависимости от обстоятельств и среды. В том, что рассказала Матрена о Кайдашиху своей матери, почти не было преувеличения: «У меня свекровь - люта змея» Если в образах Кайдашихи и Мотри автор с юмором и сатирой раскрывает искривленную душу человека, то образ Мелашки кажется овеянным теплотой, явной симпатией и любовью писателя. В среде этических и сварливых натур она превратилась, по сути на служанку. Позже, вернувшись из Киева, женщина втягивается в дикие ссоры и драки с Мотрей, отстаивая границы своего хозяйственного закутка.

В «кайдашевій сім'ї» сквозь смешные, несуразные поступки Кайдашей, которые враждуют за границу, за почву, за грушу, сквозь смешные ссоры и драки двух близких семей сквозит трагедия широких слоев крестьянства. Упадок морали, полная потеря чувства человеческого достоинства, наконец страшное духовное обнищание - все это стало реальностью в Украине в последней четверти XIX века.