II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 81. ПОМОЖЕМ ПТИЦАМ ЗИМОЙ. ВАДИМ СКОМАРОВСКИЙ «ЩЕГОЛ». НАСТРОЕНИЕ ПЕРСОНАЖА
Цель: продолжить ознакомление учащихся с произведениями Вадима Скомаровского; совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения стихотворных произведений; учить определять настроение персонажа; развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать любовь к природе, желание помочь в трудную минуту птицам.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Чтение скороговорки «дождиком»
Зелен-зелен лен в поле,
Будет ляли из льна леля,
Белым, белым білована,
Языков лилея, рисованная!
О. Кононенко
Леля - рубашка (обычно детская).
2. Игра «Отгадай, кто это?»
Повторно чирикать-чик-чирик - ... (воробей).
Кар-кар - ... (ворона).
Ти-ти - ... (соловей).
Тук-тук - ... (дятел).
Ціть-ціть - ... (щелчок).
Ку-ку - ... (кукушка).
Кря-кря - ... (утка).
3. Игра «Кто больше?»
- Подберите слова - названия признаков к словам - названиям предметов.
Зима - холодная,...
Снег - белый,...
Елка - стройная,...
Синичка - бойкая,...
Ветер - северный,...
Лиса - хитрая,...
4. Слушай, запоминай!
Весна красила расцветшую природу:
Синей краской - в озере воду,
На лугу - в цвет пребілий ромашку,
Песочек - в желтый, в серенький - птичку.
Фазана в поле красным сделала,
Рыжим куропатці побрызгала крылья,
И даже в комнату занавеску открыла
И зелень на фікусі всю возобновила,
Аж три цвета дарила фиалке
И каплю на нос плеснула Наташе.
В. Ващенко
- В какой цвет и что именно красила весна?
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Конкурс на лучшее чтение стихотворения Вадима Скомаровского «Клены».
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Вадима Скомаровского. Прочитаем стихотворение «Щегол».
- Что вы знаете про эту птичку?
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Проработка стихотворения В. Скомаровского «Щегол» (с. 86-87).
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какие картины возникали в вашем воображении во время слушания стихотворения?
2) Словарная работа
а) Справочное бюро.
Міх - здесь: мешок.
Каблуки - деревянная, кожаная и т.п. набойка на подошве обуви.
б) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.
Мех сядь
горстку зернышек
морозные развешаны
засніжено горішині
ветрище каблуками
- Прочитайте слова удивленно; с вопросительной интонацией.
Физкультминутка
3) Игра «Пчелки»
Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения учениками, каждый в своем темпе.
- Какое время года описывает поэт в стихотворении?
4) Чтение стихотворения учащимися «цепочкой».
5) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.
- Как поэт пишет о мороз?
- Каким был настрой щелчка в начале стихотворения?
- Почему его настроение изменилось в конце произведения?
- Кто пришел на помощь щигликові?
6) Игра «Диктор телевидения».
Ученики читают текст, периодически отрывая от него взгляд, чтобы посмотреть на зрителей.
2. Чтение учащимися текста Виктора Терена об щелчка
- Какие слова помогли вам понять характер щелчка?
- Какими словами можно продолжить последнее предложение?
3. Это интересно! (см. приложение нас. 89)
VI. ИТОГ УРОКА
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Какой вывод для себя сделали?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать выразительно стихотворение.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 81
Это интересно!
Когда Господь творил мир, то позаботился и о том, чтобы в нем были птички. Каждой птичке дал ножки, чтобы ходила, крылья, чтоб летала, дзьобика, чтобы ела, и горло, чтобы пела. А тогда позвал ангела, дал ему корзину с пустыми ракушками, к каждой налил другой краски и сказал:
- Порисуй им перья!
Вот и начал ангел рисовать птичек.
Первым подошел к нему голубь. Ангел порисовал ему шейку белым, а крылья пепельным. Канарейка стала желтой, словно цитрина, воробушек - серым с темными полосками, синица - синяя с темным фартуком на груди. И так ангел разрисовал птичек, каждого по-разному.
Еще только один щелчок остался не помальований, потому что стоял позади других и не мог протиснуться вперед. Когда же и он наконец оказался перед ангелом, тот сказал озабоченно:
- Ой, у меня уже не стало красок! Все ракушки пустые...
Заплакал сердешный щелчок, что не будет такой красивой цветной одежде, как его собратья. Но добрый ангел успокоил его:
- Не журись! В каждой ракушке еще осталась щепотка краски. Я выберу их подчистую кисточкой и порисую твое перышко.
И так ангел порисовал щелчка немножко в красный, немного в синий, немного в зеленый, немножко в черный, взяв из каждой раковины по последней капле краски. И стал щегол найстрокатішим из всех птичек. Он очень гордился своим різноперим одеждой и защебетав - поблагодарил ангелу за то, что сделал его таким красивым.