Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4

 

Урок 81. ПОМОЖЕМ ПТИЦАМ ЗИМОЙ. ВАДИМ СКОМАРОВСКИЙ «ЩЕГОЛ». НАСТРОЕНИЕ ПЕРСОНАЖА

 

Цель: продолжить ознакомление учащихся с произведениями Вадима Скомаровского; совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения стихотворных произведений; учить определять настроение персонажа; развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать любовь к природе, желание помочь в трудную минуту птицам.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Чтение скороговорки «дождиком»

Зелен-зелен лен в поле,

Будет ляли из льна леля,

Белым, белым білована,

Языков лилея, рисованная!

О. Кононенко

Леля - рубашка (обычно детская).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Повторно чирикать-чик-чирик - ... (воробей).

Кар-кар - ... (ворона).

Ти-ти - ... (соловей).

Тук-тук - ... (дятел).

Ціть-ціть - ... (щелчок).

Ку-ку - ... (кукушка).

Кря-кря - ... (утка).

3. Игра «Кто больше?»

- Подберите слова - названия признаков к словам - названиям предметов.

Зима - холодная,...

Снег - белый,...

Елка - стройная,...

Синичка - бойкая,...

Ветер - северный,...

Лиса - хитрая,...

4. Слушай, запоминай!

Весна красила расцветшую природу:

Синей краской - в озере воду,

На лугу - в цвет пребілий ромашку,

Песочек - в желтый, в серенький - птичку.

Фазана в поле красным сделала,

Рыжим куропатці побрызгала крылья,

И даже в комнату занавеску открыла

И зелень на фікусі всю возобновила,

Аж три цвета дарила фиалке

И каплю на нос плеснула Наташе.

В. Ващенко

- В какой цвет и что именно красила весна?

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Конкурс на лучшее чтение стихотворения Вадима Скомаровского «Клены».

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Вадима Скомаровского. Прочитаем стихотворение «Щегол».

- Что вы знаете про эту птичку?

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Проработка стихотворения В. Скомаровского «Щегол» (с. 86-87).

1) Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Какие картины возникали в вашем воображении во время слушания стихотворения?

2) Словарная работа

а) Справочное бюро.

Міх - здесь: мешок.

Каблуки - деревянная, кожаная и т.п. набойка на подошве обуви.

б) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.

Мех сядь

горстку зернышек

морозные развешаны

засніжено горішині

ветрище каблуками

- Прочитайте слова удивленно; с вопросительной интонацией.

Физкультминутка

3) Игра «Пчелки»

Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения учениками, каждый в своем темпе.

- Какое время года описывает поэт в стихотворении?

4) Чтение стихотворения учащимися «цепочкой».

5) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.

- Как поэт пишет о мороз?

- Каким был настрой щелчка в начале стихотворения?

- Почему его настроение изменилось в конце произведения?

- Кто пришел на помощь щигликові?

6) Игра «Диктор телевидения».

Ученики читают текст, периодически отрывая от него взгляд, чтобы посмотреть на зрителей.

2. Чтение учащимися текста Виктора Терена об щелчка

- Какие слова помогли вам понять характер щелчка?

- Какими словами можно продолжить последнее предложение?

3. Это интересно! (см. приложение нас. 89)

 

VI. ИТОГ УРОКА

- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

- Какой вывод для себя сделали?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать выразительно стихотворение.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 81

Это интересно!

Когда Господь творил мир, то позаботился и о том, чтобы в нем были птички. Каждой птичке дал ножки, чтобы ходила, крылья, чтоб летала, дзьобика, чтобы ела, и горло, чтобы пела. А тогда позвал ангела, дал ему корзину с пустыми ракушками, к каждой налил другой краски и сказал:

- Порисуй им перья!

Вот и начал ангел рисовать птичек.

Первым подошел к нему голубь. Ангел порисовал ему шейку белым, а крылья пепельным. Канарейка стала желтой, словно цитрина, воробушек - серым с темными полосками, синица - синяя с темным фартуком на груди. И так ангел разрисовал птичек, каждого по-разному.

Еще только один щелчок остался не помальований, потому что стоял позади других и не мог протиснуться вперед. Когда же и он наконец оказался перед ангелом, тот сказал озабоченно:

- Ой, у меня уже не стало красок! Все ракушки пустые...

Заплакал сердешный щелчок, что не будет такой красивой цветной одежде, как его собратья. Но добрый ангел успокоил его:

- Не журись! В каждой ракушке еще осталась щепотка краски. Я выберу их подчистую кисточкой и порисую твое перышко.

И так ангел порисовал щелчка немножко в красный, немного в синий, немного в зеленый, немножко в черный, взяв из каждой раковины по последней капле краски. И стал щегол найстрокатішим из всех птичек. Он очень гордился своим різноперим одеждой и защебетав - поблагодарил ангелу за то, что сделал его таким красивым.