Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века
Тарас Григорьевич Шевченко
Повести на русском языке
Антикрепостническая направленность прослеживается и в повестях Т. Шевченко, написанных на русском языке. Когда поэт начал работать над повестями, конкретных данных нет, возможно, это было еще до ареста 1850 г. Но повести «Наймичка» и «Варнак» датируются 1844-1845 гг., возможно, из осторожности. После смерти Николая И Шевченко отказался от фиктивных дат и не скрывал от друзей, что пишет повести, подписывая их «Кобзарь Дармограй».
При жизни автора повести так и не были напечатаны. После смерти Шевченко рукописи этих произведений находились в Г. Костомарова. Только в 80-е годы XIX века девять повестей Кобзаря (по свидетельству самого Шевченко, их было около двадцати) увидели свет в газете «Труд», журналах «Исторический вестник» и «Киевская старина», а в 1888 г. появились отдельным изданием «Поэмы, повести и рассказы Т. Г. Шевченко, писанные на русском языке.
По тематике проза Шевченко является органическим продолжением его поэзии. И хотя в художественной совершенства они уступали перед поэмами, однако содержали более глубокую, чем в последних, характеристику персонажей, имели более четкий бытовой фон. Итак, каждая из повестей Шевченко - это не расширенный пересказ содержания поэмы, а новое оригинальное произведение.
В повести «Наймичка» поэт продолжает раскрытие образа женщины-матери в крепостном обществе. Его служанка Лукия проявляет моральную устойчивость, во второй раз встретившись со своим соблазнителем. В лирических отступлениях, которые органично входят в композицию, автор выражает отношение к изображаемых событий, болеет за судьбу героини, подносит гуманность и благородство простых людей-тружеников.
Повести «Варнак» и «Княгиня» тоже содержат выразительные антикрепостнические мотивы.
Единственной из повестей Т. Шевченко, где действие происходит не в Украине, является повесть «Несчастный». Автор показывает, как формируется характер человека в условиях существующей действительности, что приводит к морального вырождения и падения.
Самая большая повесть Шевченко «Прогулка с удовольствием и не без морали» осуждает антинародный характер крепостнического общества. Прием путешествия, использованное в произведении, открыл возможности для широкого показа жизни различных социальных групп населения самодержавной России.
А в повестях «Художник» и «Музыкант» Шевченко поднимает проблему положения художника в крепостном обществе.
|
|