Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века
Тарас Григорьевич Шевченко
Невільницька лирика.
Творчество периода ссылки (1847-1857 гг.)
Пятого апреля 1847 г. во время переправы через Днепр Т. Шевченко был арестован по доносу студента Киевского университета Петрова. Поэт возвращался в Киев, спеша на свадьбу к Николая Костомарова. На то время М. Костомарова, П. Кулиша и других членов Кирилло-Мефодиевского общества были арестованы. У Шевченко изъяли рисунки и поэтические произведения. Часть рукописей и рисунков хранилась у друзей и знакомых поэта, в которых тоже проводились обыски. Вследствие постоянного укрытия часть произведений, к сожалению, было потеряно.
6 апреля 1847 г. Шевченко под конвоем был отправлен в Петербург и заключен в каземате Третьего отдела. Из воспоминаний Костомарова известно, что поэт держался уверенно, иногда даже шутил. Поведение его удивляла всех. На допросах Шевченко вел себя мужественно, не боялся сказать жандармам правду об ужасном положении простого народа в Украине. После допросов Тараса Григорьевича начали рассматривать отдельно от членов Кирилло-Мефодиевского общества, считая поэта самым опасным преступником, произведения которого могли возбудить малороссиян к восстанию».
30 мая того же года Шевченко объявили приговор: «Художника Шевченко за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений, как одаренного крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус, с правом выслуги, поручил начальству иметь строжайшее наблюдение, дабы от него ни под каким видом, не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений».
Возле абзаца о Шевченко Николай И добавил: «Под строжайший надзор и с запрещением писать и рисовать» . Жестокий приговор поэт принял твердо и решительно. Покидая двор каземата, посмотрел на окна, где сидели другие заключенные, и улыбнулся, прощаясь с ними.
О твердости духа поэта свидетельствует и тот факт, что, находясь в заключении, он не переставал писать стихи, которые уже в ссылке объединил в цикл «В каземате» с подзаголовком «Моим соузникам посвящаю».
Цикл «В каземате» начинается третий период творчества великого Кобзаря - период лет ссылки. В него вошли 13 стихов, полных грусти, печали и одиночества. Заключенный поэт обращался мыслью к родному краю, представлял разные человеческие судьбы, которым тоже свойственно чувство одиночества. Мужские и женские образы порабощенного народа предстают перед нами в стихотворениях «Ой одна я, одна», «Не бросай матери - говорили...», «Чего ты ходишь на могилу?..», «Ой три пути широких».
До цикла «В каземате» впоследствии поэт добавил еще два стихотворения, написанные в Орской крепости, в которых, обращаясь к своим единомышленникам, просит их любить друг друга, любить Украину. «И за нее, безталанну, Господа моліте».
Глубиной самоанализа обозначена поэзия «Мне одинаково, буду ли...», в которой великий сын Украины выражает не только любовь к нему и тоску по родному краю, но и способность к самоотречению во имя отечества. Лирический герой готов отказаться от счастья жить на родине, готов отказаться от личных интересов, хотя судьба никогда и не жаловала его. Он «в неволе вырос меж чужими», очевидно, что одиноким в неволе он примет смерть. Герой считает, что так мало сделал для родной земли, никто даже не вспомнит его. И хотя он погибнет на чужбине, но судьба Украины все равно беспокоит его:
И не все равно мне,
Как Украину злые люди
Усыпят, лукавые, ел огне
ее, окраденую, разбудят...
Ох, не все равно мне.
Он даже на чужбине не отделяет себя от своего народа, и собственной обездоленности воспринимает как долю страданий всей порабощенной Украины.
Итак, стихотворение «Мне все равно...» представляет собой пример безграничного патриотизма Великого Кобзаря.
Оказавшись на чужбине, в невыносимых условиях солдатчины, Тарас Шевченко не терял мужества. Поскольку Шевченко считался особенно опасным политическим преступником, его очень спешно, за восемь дней, было переправлено в Оренбург, а затем в Орской крепости. Там для поэта начались долгие месяцы невыносимой муштры и надругательства над человеческим достоинством. Позже в своих повестях Шевченко отметит, что по прибытию в Оренбургский край ему бросилась в глаза большое количество военных. Здесь также было много политических ссыльных.
К Шевченко благосклонно отнесся комендант Орской крепости генерал-майор Исаев, разрешив ему жить на частной квартире и общаться с польскими ссыльными. Но после смерти Исаева жизни Шевченко изменилось. Его перевели в казарму, где он ежедневно подлежал муштре и неоднократно находился на гауптвахте. Писать и рисовать поэту было запрещено, а принадлежности для рисования, отобранные при аресте, из Третьего отдела не вернули.
Смена климата сказалась на здоровье поэта. Сначала он заболел ревматизмом, а потом на цингу.
Утешением зраненій души стала поэзия, но Шевченко вынужден был скрываться. Каждый год (1847-1850) поэт делал небольшие книжечки и носил их за голенищем сапога. В них он заносил свои стихи. А сами книги называл «захалявними».
Свое творчество Т. Г. Шевченко активизировал во время Аральской экспедиции (1848-1849 pp.), в состав которой он официально вошел как художник.
После окончания навигации на Аральском море экспедиция остановилась на зимовку на острове Кос-Арал. Это время оказалось для Шевченко очень продуктивным. Кроме значительного количества рисунков, он написал много лирических произведений. Большая часть их полна мотивами тоски и грусти.
В мае 1849 г. экспедиция начинает второе плавание по Аральскому морю, а в конце сентября того же года через Каракумську пустыню возвращается в Оренбург, где Шевченко вместе с польским ссыльным Брониславом Залесским обрабатывает материалы экспедиции. В это время поэт ходил в гражданской одежде, жил на частной квартире. Но по доносу одного из офицеров о нарушение царского запрета писать и рисовать 23 апреля 1850 г. Шевченко был арестован и отправлен в Орскую крепость, а осенью того же года в Новопетровской крепости на необитаемый полуостров Мангышлак, где поэту пришлось тяжко страдать в течение семи лет. Свидетельством этому является хотя бы тот факт, что за первые четыре года ссылки Шевченко написал более ста лирических произведений, среди которых семь поэм, а за следующие семь лет ссылки - один стих.
В лирике периода ссылки нашли свое продолжение мотивы лирики периода « Трех лет». Поэтическим запевом к «рабской» лирики стало стихотворение «Думы мои, думы мои...», которым автор открыл свою первую «захалявну» книжечку.
Патриотической тематикой проникнуты все стихи, которые открывают «захалявные» книги Т. Шевченко. Эта же тема прослеживается во многих других стихотворениях этого периода. Большое внимание Шевченко уделяет теме назначения поэта и поэзии. Призвание поэта - «святую правду возвістить!» («Пророк»), ведь поэту «легчает в неволе», когда он знает, что его слова «радуют одинокую душу» («Не для людей, той славы...»), «сердце бьется - панаса, как их услышит» («Ну что бы, казалось, слова...»), ведь душа поэта «живая в святых своих вещах, и мы, читая, оживаєм и чуєм Бога в небесах »(«Мне кажется, я не знаю...»).
Значительное место в «невільницькій» поэзии Шевченко Занимают автобиографические произведения. Поскольку, по определению самого поэта, «история моей жизни составляет часть истории моей родины», то большинство автобиографических стихов имеют антикріпосницьку направленность.
Так, тяжелые картины крепостнического гнета предстают перед читателем в стихотворении «И вырос я на чужбине...»:
Чернее черной земли
Блуждают люди; усох
Сады зеленые, сгнили
Беленькие хаты, вне увязки,
Пруды бурьяном поросли,
Село неначе погоріло,
Как будто люди с ума посходили,
Немые на барщину идут
И деточек своих ведут!..
Поэту больно от того, что «везде на славной Украине людей у ярма запрягли господа лукавые...», что «Гибнут в ярмах рыцарские сыновья...».
Но Шевченко не хочет повиноваться существующему порядку вещей, и в этом стихотворении появляются мотивы революционной борьбы: в воображении поэта встают совсем другие картины. Когда не останется следа барского в Украине», тогда над Днепром зазеленеют «широких села, а в селах в веселых и веселые люди».
Дружба с польскими ссыльными навеяла поэту еще одну тему - тему братание славянских народов. В стихотворении «Полякам» Шевченко указывает на тот факт, что вражду между двумя братскими народами посеяли «несытое ксендзы, магнаты» с провозглашением Брестской унии.
Разжигая вражду между народами, католицизм прикрывался Божьим именем. Поэт призывает по" ляків брататься с украинцами:
Подай же руку казаку
И сердце чистеє подай!
Продолжением темы дружбы народов стал стих «У Бога за дверью лежала сокира», посвященный казахскому народу. В аллегорической форме - образе топора - поэт изобразил самодержавную Россию, которая крайне опустошила некогда цветущий край: «и стала тьма», «рыдают люди, и мерк... Божий мир».
Вследствие такой грабительской политики осталась пустыня, где «былины даже не осталось», где не только человек, а даже «верблюд заплачет». Единственное, что захватчик не смог отобрать у казахского народа, - дерево, «огнем не палиме» - символ бессмертия нации.
Поэта-патриота продолжает интересовать и тема исторического прошлого Украины. Так, своеобразным анализом последствий Полтавской битвы стала поэзия «Иржавец».
В борьбе за независимость Украины казачество оказалось неодностайним, разобщенным. Поэт гневно осуждает предателей, которые выслуживались перед московским царем, среди них «прилуцкий полковник плохой» Гнат Галаган; указывает на то, что именно разобщенность заставила значительную часть казаков ехать в Крым, где они попадали в зависимость от татар.
Автор гневно осуждает политику Петра i, направленную на порабощение Украины, обвиняет российского самодержца в уничтожении значительной части казачества на строительстве Петербурга, на других тяжелых работах и в боях со шведами на территории Финляндии. Самого царя Петра поэт называет палачом, а его подчиненных характеризует такими строками:
Так ее воеводы,
Петру собаки,
Рвали, грызли...
Автор произведения приходит к выводу, что последствия Полтавской битвы оказались для украинцев значительно более жестокими, чем польский гнет, дальнейшая судьба Украины была такой ужасной, что даже Матерь Божья «и до сих пор плачет и за казаками».
Кстати, в этом произведении проявилось противоречивое отношение Шевченко к христианской религии и ее святыням. Так, с одной стороны, автор постоянно вспоминает Божию Матерь, заступницу казаков и всей Украины. Именно образ Божией Матери приняли казаки с собой в Крым. А когда хан приказал им построить церковь, молились ей в палатке украдкой. С другой стороны - автор не понимает, за что на судьбу его родной Украины выпали такие страдания, и если «все то бедствие, говорят, от Бога» неужели Богу «любо людей мордувать? » - спрашивает поэт вроде бы в самого Господа.
И только увидев «пречистые слезы Матери, Бог «зглянувсь на те слезы», смилостивился над казаками, «избил Петра, избил ката». Вернулись запорожцы домой, но «...и до сих пор плачет и за казаками» Божья Матерь в «мурованім храме». Потому жестокая крепостническая неволя превратила людей в рабов. Но живой дух Зализняка и Гонты звал к борьбе с угнетателями. Среди народа вырастали новые мстители.
Тема повстанческого движения на Волыни и Подолье интересовала Шевченко еще со времен пребывания в Украине в 1846 году. Он воспользовался ею в ссылке для написания поэмы, а впоследствии и повести «Варнак».
В поэме автор вновь обращается к теме «крепостные и крепостники».
Герой поэмы - убогий сирота - рос вместе с помещичьими сыновьями, вместе с ними научился грамоте, начал задумываться над судьбой крепостного:
Нас!
Дешевых барской собаки,
Письму учит?
Молиться Богу
И за сохой спотыкаться.
А больше ничего
Неповинен знать невольник, -
Такая его судьба.
Но юноша мечтал о счастье, выбрал себе невесту, и «старой дамы бахур седой украл тот товар», пустил девушку матерью-одиночкой. Парень затаил в сердце ненависть, а впоследствии собрал ватагу мстителей, таких, как сам, ребят, и начал борьбу с барином. Сначала отомстили за надругательство над девушкой своим господам. Во время свадьбы панычей «княжат, панят и молодых - всех перерезали», а потом начали уничтожать «все, що паном звалось, без милосердія и зла».
Однако в рядах повстанцев нарастала жестокость и они из мстителей превратились в обычных убийц. Герой поэмы разуверился в целесообразности мести, «думал сам себя зарізать, чтобы не тошнит миром», и увидел купола киевских храмов и
Пошел себе тихо в Киев
Святым помолиться
И суда, суда человеческого
У людей просить.
Сила таланта Шевченко раскрылась в реалистическом изображении событий. В своей борьбе стихийные бунтари не видели перспективы.
С одной стороны, мстители выражают интересы порабощенного класса, у которого веками накапливалась ненависть к угнетателям, а с другой - они превращаются в жестоких и безжалостных убийц, которые теряют человеческий облик:
Ходил три года я с ножами
Как будто пьяный тот мясник.
До слез, до крови, до пожара,
Ко всему, я привык.
Итак, поэту удалось сохранить и отразить в поэме реалистичные черты психологии крестьянских бунтовщиков: ненависть к крепостников, жажду мести и в то же время раздвоенность, угрызения совести, набожность.
Не менее реально изображен в поэме моральное вырождения крепостников. Самыми яркими примерами этого служат картины быта господ. Так, перед свадьбой они гуляли, в карты играли, но самое главное, «молодых девушек в селе, как бугаи, перебирали. Обычное, паничі». И герой поэмы - Варнак - стал жертвой барской распущенности. Но одновременно он и восставший мститель, активный представитель тогдашней действительности.
Поэт-гуманист показал и силу, и слабость стихийного восстания, в строках его произведения ощутимое переживание за кровопролитие, учиненное в Украине в ответ на помещичью произвол.
«Варнак» отличается от предыдущих поэм Шевченко своим строением. Поэт свел к минимуму лирические отступления с авторской характеристикой героя произведения. Только в поступлении Т. Шевченко сообщает об обстоятельствах знакомства с героем поэмы. О дальнейших событиях мы узнаем благодаря рассказа самого героя и его самохарактеристиці, то есть поэма имеет монологічну форму.
|
|